Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.12.2017 |
Дата решения | 16.01.2018 |
Категория дела | О возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства |
Судья | Турумтаева Гульфия Яудатовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | c5f29b57-ee79-3054-88ad-4e3943c3bc2f |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-27722/2017
16 января 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Минеевой В.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснения представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Аристова И.А., заместителя Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан Хайртдинова Р.Р., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа об обязании ответчика произвести утилизацию промышленных отходов.
Требования мотивированы тем, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения водоохранного законодательства на реках Белая и Уфа, по результатам которой установлено, что на территории городского округа г. Уфа в реке Белая в затопленном, полузатопленном состоянии находятся 4 плавсредства, не имеющие знаков идентификации и собственников: ...; ...); ...); ....
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года суд обязал Администрацию городского округа г. Уфа в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать утилизацию указанных промышленных отходов на реке Белая.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Аристов И.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. В жалобе указывает на то, что законодатель проводит различие между отходами производства, потребления и затонувшими судами как особыми объектами гражданских прав. Полагает, что истцом не были представлены, а при рассмотрении дела судом не запрашивались сведения государственного кадастрового учета о принадлежности земельных участков с находящимися на них затонувшими судами, следовательно, администрация не может осуществлять полномочия собственника данных затонувших судов как промышленных отходов. Также отмечает, что истцом не представлены доказательства, каким образом указанные затонувшие суда нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга граждан; не предприняты меры по установлению владельцев данных судов, в связи с чем их законные интересы, как собственника, могут быть нарушены.
Информация о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
Из материалов дела усматривается, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований водоохранного законодательства на реках Белая и Уфа, в ходе которой установлено, что на участке затопляемой бережной полосы реки Белая находятся 4 плавсредства, не имеющие идентификации и собственников: ...
На основании выкопировки, представленной представителем Бельского района водных путей и судоходства филиал ФБУ «Администрация камского бассейна внутренних водных путей», суд установил, что указанные плавсредства находятся за пределами судовых ходов, не создают угрозу безопасности судоходства и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в лице Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан обязан выполнить действия по утилизации в отношении спорного, бесхозяйного и непригодного для эксплуатации имущества.
Между тем с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие отходов производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
К затонувшему имуществу п. 2 ст. 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ относит потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.
Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается.
Следовательно, законодатель проводит различие между отходами производства, потребления и затонувшим имуществом как особыми объектами гражданских прав.
В ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
В абзаце 3 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что внутренние водные пути Российской Федерации - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства
Согласно п. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ.
В статье 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ закреплено, что в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега (пункт 1).
Таким образом, из главы II «Внутренние водные пути» Кодекса внутреннего водного транспорта РФ следует, что к внутренним водным путям относится в том числе и береговая полоса.
Наличие 4 затопленных плавсредств на спорном участке реки Белая сторонами не отрицается. При этом также установлено, что находясь в воде данные затопленные плавсредства оказывают негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и затрудняют их использование, что в силу п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не допустимо.
Рассматривая вопрос о том, кто должен нести обязанность по поднятию, удалению или утилизации четырех плавсредств суд исходил из обязанности ответчика - Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан
Вместе с тем статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определено, что администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников (пункт 1).
Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей осуществляется в соответствии с правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2).
Работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования (пункт 3).
В силу ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей кроме прочего навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях.
В ч. 6 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела и вышеуказанные положения норм законов, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по поднятию, удалению или утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества в реке Белая, должна быть возложена на ФБУ «Администрация камского бассейна внутренних водных путей» Росморречфлота, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, как государственное учреждение, уполномоченное в соответствии со ст.49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ на осуществление указанных мероприятий.
При таких обстоятельствах, Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
С учетом изложенного, решение суда, вынесенное по настоящему делу, не может быть признано законным и обоснованным, и потому подлежит отмене по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Существенное нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об организации утилизации промышленных отходов на р.Белая: ...
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
судьи В.В. Минеева
Л.Х. Пономарева