Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.04.2018 |
Дата решения | 19.04.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Нурисламова Эльвера Равильевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | eb340819-0f53-335a-a797-42d3e7e6af8f |
ВЕРХОВНЫЙСУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-7628/2018
19 апреля 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Селиванец Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Р.Р. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 февраля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Р.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний [СКРЫТО] о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Р.Р. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний [СКРЫТО] о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что проходит службу в системе [СКРЫТО], на момент подачи рапорта выслуга составляет более 16 лет. Он является нуждающимся в жилом помещении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. С целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты обратился с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов [СКРЫТО] [СКРЫТО] и подведомственных им учреждений УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения дата года.
По результатам рассмотрения заявления Комиссией [СКРЫТО] [СКРЫТО] ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола от дата №... заседания комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов [СКРЫТО] [СКРЫТО], образовательных организаций [СКРЫТО] [СКРЫТО], учреждений, непосредственно подчиненных [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в [СКРЫТО] [СКРЫТО], и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в казанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты [СКРЫТО] P.P. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №.... Считает решение Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] необоснованным и незаконным, поскольку комиссия УФСИН [СКРЫТО] по РБ не выявила в переданных истцом документах недостатков и не возвратила ему их с указанием в письменном виде причин возврата, а рассмотрела его заявление на заседании комиссии УФСИН [СКРЫТО] по РБ. Также указывает, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] нарушены сроки рассмотрения рапорта истца по существу, поскольку рапорт был подан дата, решение принято дата.
Просит суд признать решение Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от дата об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома незаконным; признать за [СКРЫТО] P.P. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов [СКРЫТО] [СКРЫТО], образовательных организаций [СКРЫТО] [СКРЫТО], учреждений, непосредственно подчиненных [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы принять [СКРЫТО] P.P. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с дата.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Р.Р. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку требование комиссии ФИО5 о предоставлении выписки из ЕГРН на сына ФИО19., дата года рождения, умершего дата, не предусмотрено действующим законодательством.
Проверив материалы дела, выслушав [СКРЫТО] Р.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей [СКРЫТО] [СКРЫТО] и УФСИН [СКРЫТО] по адрес ФИО8, ФИО9, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец-капитан внутренней службы начальник корпусного отделения дежурной службы ФКУ СИЗО-№... УФСИН [СКРЫТО] по адрес, проходит службу в системе [СКРЫТО], выслуга -более 16 лет.
С целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты обратился с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов [СКРЫТО] [СКРЫТО] и подведомственных им учреждений УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения дата.
Состав семьи истца - 2 человека. Истец разведен (брак расторгнут дата), дочь ФИО24 дата г.р. На основании представленного решения суда бывшая супруга истца лишена родительских прав.
Согласно сведениям послужного списка у заявителя имеется несовершеннолетний сын ФИО23, дата г.р.
Истец с дата был зарегистрирован по месту жительства: адрес (общежитие). Согласно представленной выписке из домовой книги, дочь заявителя с дата постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес. Согласно представленным по указанному адресу выписке из домовой книги и копии финансового - лицевого счета жилое помещение общей площадью 47,9 кв.м. находится в собственности матери дочери заявителя, лишенной родительских прав. В жилом помещении постоянно зарегистрированы 2 человека.
Согласно представленным истцом справкам о регистрации по месту пребывания, истец с дочерью в период с дата по дата были временно зарегистрированы по адресу: адрес. Согласно представленным выпискам из домовой книги, копии финансового - лицевого счета, жилое помещение общей площадью 57,1 кв.м. находится в собственности ФИО10. В жилом помещении постоянно зарегистрировано 2 человека.
Истцом при подаче документов на постановку на учет представлены справка БТИ на заявителя, выписка из ЕГРП на имеющиеся (имевшиеся объекты недвижимого имущества), информация представлена всеми территориальными органами Росреестра.
Истцом при подаче документов в комиссию не было представлено выписки из ЕГРП на сына ФИО22
Судом установлено, что сын истца ФИО4, дата года рождения, умер дата (свидетельство о смерти II-АР№...).
Однако свидетельство о смерти сына в комиссию истцом представлено не было, о чем свидетельствуют истребованные по запросу суда и исследованные в судебном заседании материалы учетного дела [СКРЫТО] А.Р.
По результатам рассмотрения заявления Комиссией [СКРЫТО] [СКРЫТО] истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от дата №... заседания комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов [СКРЫТО] [СКРЫТО], образовательных организаций [СКРЫТО] [СКРЫТО], учреждений, непосредственно подчиненных [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в [СКРЫТО] [СКРЫТО], и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в казанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения [СКРЫТО] P.P. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №..., а также в соответствии с п. 12 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата №..., заявитель не предоставил выписку из ЕГРП на сына.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам [СКРЫТО] [СКРЫТО] не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Из представленных материалов дела следует, что истец не представил в комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] выписку из ЕГРП на сына. При этом, в материалах, представленных в комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО], также отсутствуют данные о том, что сын истца умер.
Таким образом, у комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] не имелось правовых оснований для постановки [СКРЫТО] Р.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты при обращении с рапортом дата, поскольку требования действующего на тот момент законодательства, регулирующего порядок приема на учет для получения единовременной социальной выплаты, истцом выполнены не были, комиссия была лишена возможности оценить наличие условий для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку ей не было известно о смерти сына истца и отсутствовали обязательные документы о наличии в его собственности жилых помещений.
При этом, нарушение комиссией [СКРЫТО] [СКРЫТО] сроков рассмотрения рапорта истца, установленных п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не влечет правовых последствий в виде постановки на учет по истечении времени на рассмотрение рапорта, поскольку в данном случае существенным является вопрос о возникновении права состоять на учете для получения социальной выплаты на момент рассмотрения рапорта истца комиссией [СКРЫТО] [СКРЫТО].
При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рапорт [СКРЫТО] Р.Р. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты был рассмотрен территориальной комиссией ГУФСИН [СКРЫТО] по РБ без каких-либо замечаний не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку сбор документов у лиц, претендующих на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, производившийся территориальной комиссией по рассмотрению заявлений на предоставление единовременной социальной выплаты, не освобождает заявителя от обязанности предоставления полного пакета документов, предусмотренных п.5 Правил, так как действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам [СКРЫТО] [СКРЫТО] не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление документов на умершего ребенка не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку установлено, что документы, удостоверяющие смерть ребенка, комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставлены не были.
При разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Р.Р. без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи А.Р. Низамова
Э.Р. Нурисламова
Судья: Кочкина И.В.