Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.04.2018 |
Дата решения | 16.04.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Кривцова Оксана Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 57fe7f63-a877-3262-82fd-eb966f21f6cc |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-7596/2018
г. Уфа 16 апреля 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Минеевой В.В.
с участием [СКРЫТО] Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 6 февраля 2018 г., по иску Ишимбайского межрайонного [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан о возложении обязанности провести конкурс на право заключения договора, заключении договора со специализированной организацией на облуживание и ремонт инженерных сетей водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., выслушав объяснения представителя Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан – Хасановой Э.З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, [СКРЫТО] Фахретдиновой Ю.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан (далее – Администрация сельского поселения), Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан (далее – Администрация района) о возложении обязанности провести конкурс на право заключения договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и заключить договор со специализированной организацией на обслуживание и ремонт инженерных сетей водоснабжения д. Карасевка Ишимбайского района Республики Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности Администрации сельского поселения, по результатам которой установлено, что инженерные сети водоснабжения в д.Карасевка Ишимбайского района Республики Башкортостан принадлежат на праве собственности Администрации сельского поселения. Ввиду сильного износа инженерных сетей водоснабжения в д. Карасевка на сетях водоснабжения образовываются порывы, что свидетельствует о том, что ответчиками обязанность по обеспечению населения водоснабжением выполняется не в полном объеме. По состоянию на 1 ноября 2017 г. Администрацией сельского поселения договор аренды по обслуживанию и ремонту инженерных сетей водоснабжения д. Карасевка со специализированной организацией не заключен, однако ответчик как собственник централизованных систем холодного водоснабжения обязан принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов. Отсутствие специализированной организации по обслуживанию и ремонту централизованных сетей водоснабжения д. Карасевка приводит к неудовлетворительной организации в границах поселения водоснабжения, что влечет существенное нарушение прав граждан, проживающих в названном населенном пункте.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 6 февраля 2018 г. постановлено:
исковые требования Ишимбайского межрайонного [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан провести конкурс на право заключения договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и заключить договор со специализированной организацией на обслуживание и ремонт инженерных сетей водоснабжения д. Карасевка Ишимбайского района РБ в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Ишимбайского межрайонного [СКРЫТО] к администрации сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан о возложении обязанности провести конкурс на право заключения договора и заключить договор со специализированной организацией на обслуживание и ремонт инженерных сетей водоснабжения д. Карасевка Ишимбайского района РБ отказать.
В апелляционной жалобе Администрация района ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Представитель ответчика – Администрации сельского поселения в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщал. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя Администрации сельского поселения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Администрация сельского поселения на основании решения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2015 г. является собственником водопроводных сетей протяженностью №... м, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, [СКРЫТО] район, д. Карасевка, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21 июля 2015 г. сделана запись регистрации (л.д. 11).
На территории д. Карасевка водоснабжение населения осуществляется с помощью водопроводов, образующих единую сеть холодного водоснабжения, протяженностью 1649 м; сети водоснабжения характеризуются высокими показателями износа, на сетях водоснабжения образовываются порывы, что подтверждается генеральной схемой водоснабжения д. Карасевка сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан, актом от 1 ноября 2017 г., составленным по результатам проверки старшим помощником Ишимбайского межрайонного [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Из письменных объяснений главы Администрации сельского поселения Каримовой Г.М., данных на имя и.о. Ишимбайского межрайонного [СКРЫТО] Республики Башкортостан, усматривается, что Администрация сельского поселения объявила конкурс на обслуживающую организацию водоснабжения в газете «Восход» в июне 2017 г., однако ни одна организация не подала заявку на участие в конкурсе. В подтверждение указанных объяснений Администрацией сельского поселения в материалы дела представлена копия газеты «Восход» от 28 июня 2017 г. № 51 о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды объектов водоснабжения (л.д. 61-62).
Согласно протоколу № 2 постоянно-действующей комиссии по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества от 24 июля 2017 г., на лоты № 1 и № 2 (водопроводные сети) заявок не поступило.
Постановлением главы Администрации района № 171 от 9 февраля 2016 г. ЗАО «Водоснабжающая компания» (в настоящее время АО «Водоснабжающая компания») определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан, в том числе д. Карасевка (л.д. 15).
На обращения граждан с заявлениями о заключении договоров водоснабжения АО «Водоснабжающая компания» отказало в заключении указанных договоров, со ссылкой на то, что оно не является владельцем централизованной сети холодного водоснабжения и не эксплуатирует водопроводные сети в данных населенных пунктах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] в части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1, 2, 10 части 1, части 1.1 статьи 6, частью 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», исходил из того, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на надлежащее содержание сетей водоснабжения. Администрацией района обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе по принятию мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации на территории Ишеевского сельсовета, не исполняется. Администрация района обязана принимать меры по надлежащему содержанию сетей водоснабжения, посредством которых производится водоснабжение жилых домов и объектов социальной сферы д. Карасевка, в том числе к заключению договоров аренды сетей водоснабжения, поскольку отсутствие договоров аренды со специализированной организацией ведет к отсутствию контроля над состоянием работоспособности системы водоснабжения, создает угрозу бесперебойному водоснабжению и нарушает права граждан.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17).
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В этом же Законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Так, в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении и водоотведении») органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом HYPERLINK consultantplus://offline/ref=283BF3BDF9F6A88D87E57F7928981C004B7D58109423E209F4BB811E9B5FC59DDB865257B271E8461EvCI 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 названного Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона о местном самоуправлении).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенными нормами права организация обеспечения холодного снабжения населению относится к вопросам местного значения и возложена на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на Администрацию района.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.
На основании части 6 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.
Установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что инженерные сети водоснабжения, находящиеся в собственности Администрации сельского поселения, характеризуются высокими показателями износа, на инженерных сетях водоснабжения образовываются порывы, а вышеприведенным действующим законодательством на Администрацию района возложена обязанность по обеспечению водоснабжения населения, водоотведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию района обязанности провести конкурс на право заключения договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и заключить договор со специализированной организацией на обслуживание и ремонт инженерных сетей водоснабжения д. Карасевка Ишимбайского района Республики Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Указание в апелляционной жалобе на то, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан требования к Администрации района не предъявлял, а суд первой инстанции по собственной инициативе привлек в качестве соответчика Администрацию района, основанием для отмены решения суда не является, поскольку по смыслу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принципу диспозитивности право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит истцу, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом положения абзаца 2 части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяют право суда по своей инициативе привлекать к участию в деле соответчиков в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения.
Суд первой инстанции, оценив характер спорных правоотношений при рассмотрении настоящего иска [СКРЫТО], пришел к выводу о необходимости привлечения Администрации района в качестве соответчика по делу. В ходе рассмотрения настоящего дела [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] исковые требования, в том числе к Администрации района поддержал, что отражено в протоколе судебного заседания от 6 февраля 2018 г. (л.д. 76-77).
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственником водопроводных сетей протяженностью 1649 м является Администрация сельского поселения, а Администрация района собственником указанных сетей не является, соответственно, средства на обслуживание данных сетей в бюджете муниципального района не заложены, отмену решения суда не влекут, поскольку в силу пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2 названной статьи).
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела учтено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении).
Вопреки суждениям Администрации района, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что исходя из вышеприведенных норм Закона о местном самоуправлении, организация в границах муниципального образования водоснабжения и водоотведения и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование инженерной сети водоснабжения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в рассматриваемом споре – Администрацией района.
В связи с чем, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда, которым на Администрацию района возложена обязанность по проведению аукциона и заключению договора со специализированной организацией на обслуживание и ремонт инженерных сетей водоснабжения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции судебная коллегия полагает законным и обоснованным, и не усматривает оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 198, 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 6 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Шагизиганова Х.Н.