Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 09.04.2019 |
Категория дела | О защите прав потребителей -> из договоров в сфере торговли, услуг... -> иные договоры в сфере услуг |
Судья | Нурисламова Эльвера Равильевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 347a48d8-1dc2-32b4-aff6-aed97f0c7344 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33 –7419 / 2019
09 апреля 2019 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе СПАО «РЕСО-Гарантия» на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 октября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования [СКРЫТО] А. Х. к СПАО «РЕСО-Гарантия» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 19.09.2017г., компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя - удовлетворить частично.
Взыскать с СПАО «РЕСО-Гарантия» в пользу [СКРЫТО] А. Х. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., расходы, связанные с получением сведений из АИС РСА в размере 2000 руб., судебные расходы за составление искового заявления в размере 2000 руб., расходы по оплате нотариальных услуг в размере 1300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб., штраф в размере 1000 руб.
Взыскать с СПАО «РЕСО-Гарантия» в доход бюджета муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.Х. обратилась с иском к СПАО «РЕСО-Гарантия» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, ссылаясь на то, что она является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющим многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которого напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО. 19 сентября 2017 года в отношении гражданской ответственности истца СПАО «РЕСО-Гарантия» заключило договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... на срок с 19.09.2017 г. по 18.09.2018г. с присвоением истцу начального «3-го» водительского класса, что подтверждается сведениями из АИС РСА. Наличие у истца «3-го» водительского касса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 19.09.2017 г. не отвечает объективной реальности и является следствием необоснованного аннулирования (занижения) водительского класса в предшествующие периоды страхования страховой компанией СПАО «РЕСО-Гарантия». Аннулирование (занижение) водительского класса истца вероятнее всего произошло в связи с заменой водительского удостоверения серии №... на имя Канбековой А. Х. на водительское удостоверение серии 0232 777519 на имя [СКРЫТО] А. Х., о чем было указано истцом в досудебной претензии ответчику. По сведениям АИС РСА установлено, что на начало годового срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 19.09.2017г. предыдущим договором ОСАГО, заключенным в отношении истца, считался безубыточно прекративший действие договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 17.09.2016г., заключенный в ПАО СК «Росгосстрах» с присвоением истцу «13-го» водительского класса на срок с 17.09.2016г. по 16.09.2017г., что являлось основанием для учета за истцом «13-го» водительского класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 19.09.2017г., но не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. [СКРЫТО] А.Х. направила в СПАО "РЕСО-Гарантия" электронное письмо с заявлением, прочитанное страховщиком 11.08.2018г. и полученное по адресу электронной почты страховщика mail@reso.ru, указанному в открытом доступе на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков. В обращении содержались требования восстановить водительский класс истца в системе АИС РСА, а также предоставить сведения о страховании по договорам ОСАГО, но ответа на свое обращение истец не получила, добровольно мер, направленных на восстановление водительского класса страховщик не принял.
Истец просила признать за собой на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №..., обязать СПАО "РЕСО-Гарантия" внести изменения о водительском классе [СКРЫТО] А.Х. в АИС РСА по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №..., взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" 4000 рублей в качестве компенсации морального вреда за занижение водительского класса по договору ОСАГО ЕЕЕ №..., 4000 рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав истца на удовлетворение законных требований по заявлению, 2000 рублей в качестве судебных расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА, 2000 рублей в качестве судебных расходов за составление искового заявления, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе СПАО «РЕСО-Гарантия» просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в период действия договора ни страхователь, ни лица, допущенные к управлению ТС, в СПАО «РЕСО-Гарантия» с заявлением об изменении водительского класса не обращались. На момент обращения срок действия полиса истек, страхователь в СПАО «РЕСО-Гарантия» с заявлением о продлении договора страхования не обращался, в связи с чем, невозможно внести изменения в недействующий полис ОСАГО. Представленные в дело скриншоты отправления сообщения по электронной почте в качестве доказательства обращения к ответчику не отвечают требованиям относимости и допустимости, так как данные документы надлежащим образом не заверены. Не представлены сведения об источнике, с которого сделаны представленные скриншоты. Заверенной нотариусом в порядке обеспечения доказательств копии, как содержания сообщения, так и его направления с конкретного электронного адреса, истцом не представлено. Истцом не представлено доказательств использования ответчиком некорректных данных или не использования информации, содержащейся в АИС при заключении договора ОСАГО. При заключении указанного договора ОСАГО страховая премия рассчитана исходя из данных, запрошенных в РСА, в том числе на основании данных КБМ по допущенным водителям. В связи с чем, взыскание с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, штрафа и расходов на получение сведений из АИС РСА неправомерно. Кроме того, расходы на получение сведений из АИС РСА ничем не подтверждены. Приложенная к иску квитанция к приходному кассовому ордеру не подтверждает несение таких расходов, поскольку денежные средства уплачены не в АИС РСА, также сведения из сайта РСА предоставляются абсолютно бесплатно.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав представителя СПАО «РЕСО-Гарантия»- Валишину Э.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, предствителя [СКРЫТО] А.Х. – Рафикова М.Р., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В силу пункта 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19 сентября 2014 года № 431-П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Согласно пп. «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» один из коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного Страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с «М», «0», «1», «2»... до «13», влияя ежегодно на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее размер.
В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия применения КБМ, согласно которым коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год (пункт 1); для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение (пункт 2); сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2014 года № 34204 (пункт 3); по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования.
Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (пункт 4); по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя.
Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства (пункт 5), при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (пункт 6), для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (пункт 7); если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (пункт 8); в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (пункт 9); для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (пункт 10).
В целях применения коэффициента «бонус-малус» в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об ОСАГО создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.
Согласно пункту 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Таким образом, доказать наличие правовых оснований, обосновывающих факт занижения водительского класса страхователя должна страховая компания, поскольку обязанность производить правильный расчет страховой премии, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений представленных страхователем со сведениями АИС РСА, выявлять несоответствия допущенные при страховании, возложена на страховщика, а не страхователя.
Судом первой инстанции установлено, что 19.09.2017 в отношении гражданской ответственности истца СПАО «РЕСО-Гарантия» заключило договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... на срок с 19.09.2017 по 18.09.2018 с присвоением истцу «3-го» водительского класса.
Факт присвоения истцу «3-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО подтверждается сведениями АИС РСА, выгруженными 19.09.2017 на дату окончания годового срока страхования.
Согласно сведениям АИС РСА по состоянию на 21.10.2018г. водительский класс истца составляет «13-й», КБМ=0.5.
Факт того, что истцу в момент заключения договора ОСАГО 19.09.2017 присвоен изначально класс «3» ответчик не оспаривал.
С учетом отсутствия доказательств обоснованности понижения водительского класса истца по указанному выше полису ОСАГО, принимая во внимание страховую историю истца, содержащуюся в АИСРСА, а также в страховой компании, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что наличие у истца «3-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО ЕЕЕ №... не отвечает объективной реальности и является следствием необоснованного аннулирования (занижения) водительского класса в предшествующие периоды страхования до базового (начального) значения «3».
Несмотря на то, что ответчиком устранены нарушения в виде корректировки класса в 2018 году в системе АИС РСА, тем не менее, страховщиком права истца были нарушены при заключении договора ОСАГО с 2017 по 2018 года, судебная коллегия соглашается с суммой компенсации морального вреда в размере 2 000 руб., что соответствует положениям статьи 15 Федерального Закона «О защите прав потребителей».
Доводы жалобы о невозможности внесения изменений в полис, срок действия которого истек, не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку с претензией о некорректном установлении водительского класса истец обратилась в период действия договора страхования. При этом, доводы жалобы о том, что факт направления претензии допустимыми доказательствами не подтвержден, являются необоснованными, поскольку истец направила претензию по электронному адресу ответчика, указанному на официальном сайте.
Доводы жалобы о необоснованном взыскании расходов за получение сведений из РСА, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку гражданин вправе обратиться за получением услуги по предоставлению информации и доказательства несения данных расходов представлены в материалы дела, что подтверждается договором и квитанцией (л.д.13,14,15).
При таком положении, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» - без удовлетворения.
Председательствующий Вахитова Г.Д.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Нурисламова Э.Р.
Справка: судья Абдулов И.Я.