Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 08.04.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сагетдинова Альбина Магасумовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 399c1f55-3d0f-3fb9-88a8-d571bc2f4506 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-7252/2019
г. Уфа 8 апреля 2019г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Сагетдиновой А.М. и Смирновой О.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан на решение [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Сагетдиновой А.М., объяснения [СКРЫТО] Поздняковой Г.Ш., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан обратился с иском в интересах [СКРЫТО] Б.Б. к администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан (далее - администрация [СКРЫТО] округа) о возложении обязанности обеспечить [СКРЫТО] Б.Б. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан проведена проверка по факту не предоставления [СКРЫТО] Б.Б. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Установлено, что [СКРЫТО] Б.Б., дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО2 решением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Республики Башкортостан от дата лишена родительских прав. Отцом [СКРЫТО] Б.Б. является [СКРЫТО] Б.С., местонахождение которого неизвестно. В связи с отсутствием родительского попечения [СКРЫТО] Б.Б. находился на государственном обеспечении.
Постановлением администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан от дата №... [СКРЫТО] Б.Б. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. [СКРЫТО] Б.Б. зарегистрирован в жилом помещении, где проживает ФИО2, по адресу: адрес, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения.
Решением Совета [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан от дата №... «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан» установлены: учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека: норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В нарушение требований закона, [СКРЫТО] Б.Б. жилой площадью не обеспечен. [СКРЫТО] Б.Б. юридически не грамотен, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением, является лицом, относящимся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей, относится к социально незащищенной категории граждан.
Просит обязать администрацию [СКРЫТО] округа г.[СКРЫТО] Республики Башкортостан обеспечить [СКРЫТО] Б.Б., дата года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Решением [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования [СКРЫТО] г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] Б.Б. к администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворен. Обязали администрацию [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан обеспечить [СКРЫТО] Б.Б., дата года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что у администрации муниципального [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан отсутствуют денежные средства на исполнение переданных отдельных государственных полномочий.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав [СКРЫТО], судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от дата № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и [СКРЫТО] субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от дата № 15-ФЗ, вступившей в силу с дата) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения [СКРЫТО] Б.Б. жилым помещением должна быть возложена на администрацию [СКРЫТО] округа г.[СКРЫТО] Республики Башкортостан, поскольку пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №...-з (в редакции Закона РБ от дата N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и [СКРЫТО] округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, согласно свидетельству о рождении ... №... [СКРЫТО] Б.Б. родился дата
Его родителями являются: ФИО11, местонахождение которого неизвестно и ФИО2, лишенная родительских прав на основании решения [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Республики Башкортостан от дата
Согласно постановлению главы администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан №... от дата [СКРЫТО] Б.Б. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан №... от дата [СКРЫТО] Б.Б. помещался в [СКРЫТО] школу – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального района адрес №... от дата [СКРЫТО] Б.Б. назначался приемный родитель ФИО6 с дата Постановлением главы администрации муниципального района адрес №... от дата ФИО6 освобождена от обязанностей приемного родителя несовершеннолетнего [СКРЫТО] Б.Б. Решением [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата установлен факт отсутствия у [СКРЫТО] Б.Б. родительского попечения с дата по дата
дата [СКРЫТО] Б.Б. исполнилось 18 лет.
Однако по настоящее время, [СКРЫТО] Б.Б. жилым помещением не обеспечен.
Согласно статье 2 Закона Республики Башкортостан от дата №... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и [СКРЫТО] округов в Республике Башкортостан.
Как правильно указал суд, исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию [СКРЫТО] округа г.[СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Б.Б. имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления администрацией [СКРЫТО] округа г.[СКРЫТО] Республики Башкортостан.
При этом возникновение права на получение жилья, связано с тем, что в соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от дата №... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об обязании администрации [СКРЫТО] округа г.[СКРЫТО] Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] Б.Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации [СКРЫТО] округа г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи:
Справка: судья Рашитова Г.Р.