Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 10.04.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Науширбанова Зульфия Альтафовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | dc08dba3-efd8-33c0-b1f3-1e88f8e6f8b9 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-7242/2019
[СКРЫТО] Уфа 10 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Сагетдиновой А.М. и
Смирновой О.В.
при участии [СКРЫТО] Кардопольцевой А.М.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] адрес в интересах [СКРЫТО] Н.М. к Администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан на решение [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., выслушав объяснения [СКРЫТО] Н.М., [СКРЫТО] Кардопольцевой А.М. о законности решения суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] адрес Республики Башкортостан обратился с иском в интересах [СКРЫТО] Н.М. к администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан (далее Администрация ГО адрес) об обязании предоставить последнему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории адрес с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес проведена проверка по обращению [СКРЫТО] Н.М. о не предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Установлено, что [СКРЫТО] Н.М., дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать [СКРЫТО] Н.М. – [СКРЫТО] М.Н. умерла дата Отец [СКРЫТО] М.В. находился в розыске с дата и дата умер. Постановлением администрации ГО адрес от дата [СКРЫТО] Н.М. передан под опеку [СКРЫТО] Ю.В. Постановлением Администрации ГО адрес от дата №... [СКРЫТО] Н.М. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. [СКРЫТО] Н.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении [СКРЫТО] Ю.В. по адресу: адрес, он не является нанимателем жилого помещении по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения. Решением Совета [СКРЫТО] округа адрес от дата №... «Об утверждении норм площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующих на территории [СКРЫТО] округа адрес РБ» установлены: учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека: норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В нарушение требований закона, [СКРЫТО] Н.М. жилой площадью не обеспечен. [СКРЫТО] Н.М. юридически не грамотен, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением, является лицом, относящимся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей, относится к социально незащищенной категории граждан.
Просил обязать администрацию [СКРЫТО] округа адрес обеспечить [СКРЫТО] Н.М. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории адрес Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Решением [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковое требование [СКРЫТО] адрес в интересах [СКРЫТО] Н.М. к Администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Администрацию [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан обеспечить [СКРЫТО] Н.М., дата года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории адрес Республики Башкортостан с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 квадратных метров, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что у администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан отсутствуют средства для исполнения решения суда.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, решение суда по правилам апелляционного производства (ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ), выслушав заключение [СКРЫТО] Кардопольцевой А.М., согласившуюся с решением суда, объяснение [СКРЫТО] Н.М. о законности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного решения.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и [СКРЫТО] субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения [СКРЫТО] Н.М. жилым помещением должна быть возложена на администрацию [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан, поскольку пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №...-з (в редакции Закона РБ от дата N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и [СКРЫТО] округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, [СКРЫТО] Н.М., дата года рождения, относится к числу лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать [СКРЫТО] М.Н. умерла дата, отец [СКРЫТО] М.В. умер дата, что подтверждается свидетельствами о смерти, имеющимися в учетном деле [СКРЫТО] Н.М.
Постановлением администрации ГО адрес от дата №... [СКРЫТО] Н.М. передан под опеку тете [СКРЫТО] Ю.В., в связи с нахождением родителей [СКРЫТО] Н.М. в розыске.
Постановлением администрации ГО адрес от дата №... [СКРЫТО] Н.М. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
[СКРЫТО] Н.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении [СКРЫТО] Ю.В. по адресу: адрес, что подтверждается справкой о составе семьи №... от дата
Согласно уведомлению ФФГБУ ФКП Росреестра по РБ от дата своего жилого помещения в собственности [СКРЫТО] Н.М. не имеет.
Как установлено судом, [СКРЫТО] Н.М., являющийся нуждающимся в жилом помещении по договорам социального найма, до настоящего времени администрацией ГО адрес не обеспечен благоустроенным жилым помещением, в связи с чем, нарушены его жилищные права, поскольку он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан.. . по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)...
Судом правильно установлено, что [СКРЫТО] Н.М. имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться администрацией [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о несостоятельности выводов суда повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление [СКРЫТО] Н.М. жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди, сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право [СКРЫТО] Н.М. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования [СКРЫТО] адрес в интересах [СКРЫТО] Н.М. к администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение [СКРЫТО] межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации [СКРЫТО] округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Лыщенко Е.С.