Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 09.04.2019 |
Категория дела | Иски о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию |
Судья | Абдуллина Сажида Саматовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | dd4a2044-0dee-3d2d-b22e-acd8107dac0d |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №...
09 апреля 2019 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО9,
судей: ФИО8,
Нурмухаметовой Р.Р.,
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
измененный иск ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» о перерасчете стоимости потребленной тепловой энергии удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан произвести перерасчет теплоэнергии, потребленной в жилом помещении по адресу: адрес, начиная с дата.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, расходы на оплату госпошлины размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении измененных требований ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МУП «Уфимские инженерные сети» ГО адрес РБ, ООО «Умный дом» (с учетом изменений) о перерасчете стоимости потребленной тепловой энергии, мотивируя тем, что он является собственником жилого помещения по адресу: адрес. Данное жилое помещение было приобретено по договору долевого участия в строительстве №...Б-242 от дата. Квартира была передана ему по акту приема-передачи от дата. дата между ООО «Умный дом» и ним был подписан акт № б/н приемки индивидуальных приборов учета. Согласно данному акту был принят ИПУ тепловой энергии марки Пульс СТК, №..., показание 1,593, дата выпуска дата, межпроверочный интервал 6 лет. При этом ответчики производили расчет потребляемой теплоэнергии не по ИПУ а по нормативу, в связи с чем нарушили его право на оплату только фактического потребления теплоэнергии. Просит обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью «Умный дом» произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу: адрес, начиная с дата; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью «Умный дом» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, МУП «Уфимские инженерные сети» ГО адрес РБ в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей МУП «Уфимские инженерные сети» ГО адрес РБ ФИО3, ФИО4, представителя ФИО1 – ФИО7, представителя ООО «ИСК «СтройФедерация», ООО «Умный дом» ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: адрес.
Управление многоквартирным домом по адресу: адрес осуществляет ООО «Умный дом».
Согласно квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг с дата исполнителем коммунальной услуги горячая вода тепловая энергия, отопление в указанном доме является МУП «Уфимские инженерные сети».
Многоквартирный дом по адресу: адрес введен в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано застройщику дата.
Согласно информационному письму №... от дата ООО «Умный дом», направленному в адрес Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, приборами учёта тепловой энергии в указанном доме оборудованы только жилые помещения (квартиры), нежилые помещения приборами учета не оборудованы (л.д. 82).
В квартире истца установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии Пульс СТК, №... (л. д. 14).
Согласно акту №б/н приемки индивидуальных приборов учета от дата счетчик тепловой энергии содержит показание 1,593.
ФИО1 обращался в адрес управляющей компании с заявлением от дата вх.№... о вводе ИПУ в эксплуатацию. Письмом ихс.№... от дата ООО «Умный дом» уведомило истца о том, что дата в 10:00 будет производиться ввод в эксплуатацию прибора учета совместно с РСО, на момент рассмотрения дела ИПУ в эксплуатацию введен не был.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что все помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес оборудованы индивидуальными приборами учета, показания которых не применяются в формуле расчета платы за отопление. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что применяемый ответчиком метод расчета коммунальной услуги отопление не основан на законе, противоречит положениям абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 (далее - Правила N 354) в связи с чем, возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за отопление жилого помещения по адресу: адрес, начиная с дата, применяя в расчетной формуле показания индивидуального прибора учета, расположенного в жилом помещении.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в многоквартирном доме не все помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета, в связи с чем, правомерным является расчет платы за отопление по нормативу, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абз. 2 - 4 п. 42(1) Правил N 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абз. 2 п. 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Так, согласно абз. 3 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Учитывая, что жилой дом по адресу: адрес при вводе в эксплуатацию был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, а все жилые помещения в нем - индивидуальными приборами учета тепла, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении на ответчика МУП «УИС» ГО адрес РБ обязанности производить начисления платы за данную коммунальную услугу, исходя из показаний индивидуального прибора учета.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от дата N 30-П, устанавливающей, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение ст. 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Указанным постановлением взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 3 п. 42(1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 35 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Также указано, что впредь, до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Довод жалобы о том, что индивидуальный прибор учета, установленный в квартире истца, не введен в эксплуатацию, не является основанием для отмены решения суда.
Согласно статье 13 Федерального закона от дата N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).
Из содержания приведенной нормы следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абзац 5 пункта 81).
Согласно п. 81 (1) указанных Правил, исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
дата истец обратился в ООО «Умный Дом» с заявлением о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии (л.д. 21).
ООО «Умный Дом» уведомило истца о том, что прибор учета будет введен в эксплуатацию совместно с РСО, и соответствующее письмо направлено в адрес МУП «УИС».
Согласно агентскому договору №... от дата, заключенному между ООО «Умный дом» (Принципал) и МУП «Уфимские инженерные сети» ГО адрес РБ (Агент), принципал поручает и обязуется оплатить, агент обязуется совершить от своего имени и за свой счет действия, связанные с предоставлением коммунальных услуг «тепловая энергия» на отопление и «горячая вода» в жилых домах с централизованной системой ГВС, при наличии ИТП, установленного в жилом доме, - «тепловая энергия» на отопление и производство горячей воды собственникам помещений в МКД, находящиеся в управлении принципала в соответствии с заключёнными договорами теплоснабжения №... от дата и поставки коммунального ресурса «горячая вода» №... от дата.
В соответствии с п. 2.2.2. указанного договора агент обязуется вести лицевые счета потребителей по жилым и нежилым помещениям в многоквартирном доме, осуществлять прием показаний приборов учета по горячей воде от потребителей, производить начисление, обработку, перерасчет, и доставку потребителям платежных документов за оказываемые коммунальные услуги «тепловая энергия» на отопление и «горячая вода» в жилых домах с централизованной системой ГВС, а при наличии ИТП – «тепловая энергия» на отопление и производство горячей воды.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг по агентскому договору является МУП «УИС», и, получив обращение управляющей компании о необходимости ввода в эксплуатацию ИПУ в квартире истца, ответчик МУП «УИС» ГО адрес РБ в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, должен был ввести в эксплуатацию установленный прибор учета не позднее месяца, следующего за датой его установки.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба и дополнение к ней не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы с учетом дополнения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Уфимские инженерные сети» городского округа адрес Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий ФИО9
Судьи ФИО8
Р.Р. Нурмухаметова