Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 21.04.2015 |
Дата решения | 21.05.2015 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Результат | другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений |
Судебное решение | Есть |
ID | 146eacee-3c8b-365f-b130-259e5ffb2af1 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2015 года по делу № 33-7102/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О. В.,
судей Гареевой Д. Р.,
Пономаревой Л. Х.,
при секретаре Фатхутдиновой Г. И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бубенновой Л. В., действующей в интересах Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан, на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года, которым постановлено:
заявление [СКРЫТО] Н. Н. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, уведомления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан об отказе от дата в признании беженцем на территории РФ - незаконными - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем [СКРЫТО] Н. Н. на территории РФ.
В части признании уведомления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории РФ - отказать.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Н. Н. обратилась в суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории РФ, уведомления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан об отказе от дата в признании беженцем на территории РФ – незаконными, мотивируя свои требования тем, что до июля 2014 года она проживала в городе адрес. В связи с началом военных действий со стороны украинских властей и имеющихся у неё опасений угрозе её жизни, как у лица, проживающего на территории ведения активных боевых действий, как носителя русского языка, она выехала в адрес к сыну. дата она обратилась в УФМС России по Республике Башкортостан с ходатайством о признании её беженцем на территории Российской Федерации. В признании беженцем ей отказано с указанием на то, что она не имеет вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной или политической группе. Считает отказ в признании её беженцем незаконным.
Судом постановлено приведённое решение, об изменении которого просит представитель Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан Бубеннова Л. В. по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, с указанием на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заявитель [СКРЫТО] Н. Н., извещённая о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явилась, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя УФМС по Республике Башкортостан Бубеннову Л. В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
Установлено, что дата решением Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу гражданина Республики Украина [СКРЫТО] Н. Н. ей было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации в связи с тем, что заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах".
Удовлетворяя требования [СКРЫТО] Н. Н. о признании незаконным решения УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем, суд пришёл к выводу о том, что указанное решение не соответствует Федеральному Закону от 19 февраля 1993 года
№ 4528-1 "О беженцах", нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суд руководствовался ответом Министерства иностранных дел Российской Федерации на судебный запрос от дата о том, что на Юго-Востоке Украины Донецкой и Луганской областей ведутся боевые действия в рамках внутреннего вооружённого конфликта немеждународного характера. На Украине зафиксирован ряд нарушений норм международного права в области прав человека, а также международного гуманитарного права. Известны случаи массового проявления национальной, религиозной, политической ненависти в Украине, при содействии или попустительстве официальных властей.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН (доклад 28-й сессии: документ ООН А/АС.96/549 (1977 год) по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).
Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Таким образом, для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства заявителя, а не суждение об обстановке в стране его гражданской принадлежности. Поэтому лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследований. При этом преследования обычно относятся к действиям властей страны.
В анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации, в качестве такой причины [СКРЫТО] Н. Н. указала преследование по национальной принадлежности, военные действия в Донецкой области Украины.
Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие "беженец", применительно к [СКРЫТО] Н. Н., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определённой социальной группе.
При оценке доводов заявителя УФМС России по Республике Башкортостан обоснованно исходило из того, что заявитель уголовному преследованию в Республике Украина не подвергался, в розыске не находится и не находился, участия в политических, религиозных либо иных общественных организациях в стране исхода не принимал, в инциденты с применением насилия вовлечён не был.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований по национальному признаку или признаку вероисповедания заявителем не было представлено.
В связи этим довод заявителя о наличии опасений преследований на территории Украины по признаку вероисповедания, национальности не может служить основанием для признания незаконным решения УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем.
Кроме того, Министерством иностранных дел Российской Федерации в ответе на судебный запрос от дата сообщено о том, что на Юго-Востоке Украины Донецкой и Луганской областей ведутся боевые действия в рамках внутреннего вооружённого конфликта немеждународного характера. Исходя из смысла пункта 164 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев, лица, вынужденные покинуть страну своего происхождения в результате внутренних вооруженных конфликтов обычно не рассматриваются как беженцы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме: в пограничный орган, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
Требования данной нормы закона [СКРЫТО] Н. Н. не выполнила, территорию Украины [СКРЫТО] Н. Н. покинула дата, государственную границу Российской Федерации пересекла через КПП "..." дата, прибыла на территорию Республики Башкортостан в город Уфа дата, с письменным ходатайством о признании беженцем обратилась в орган миграционной службы только
дата.
Кроме того, в связи со сложной внутриполитической ситуацией в Украине Правительством Российской Федерации принято постановление от
22 июля 2014 года № 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощённом порядке" в целях урегулирования правового положения граждан Украины.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1
"О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года в части признания незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем законным быть признано не может и подлежит отмене. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение в названной части, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных требований [СКРЫТО] Н. Н.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года отменить в части признания незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем [СКРЫТО] Н. Н. на территории Российской Федерации.
В отменённой части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления [СКРЫТО] Н. Н. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации.
В остальной части решение того же суда оставить без изменения.
Председательствующий СОГЛАСОВАНО О. В. Алексеенко
Судьи Д. Р. Гареева
Л. Х. Пономарева
Справка: федеральный судья Сунгатуллин А. Ю.