Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.03.2018 |
Дата решения | 29.03.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Валиуллин Ильмир Ильдарович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 74634a02-3a2a-3108-ae84-27f634abbcaa |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-6339/2018
29 марта 2018 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Валиуллина И.И., Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Зиннатуллиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 г., которым постановлено:
иск Уфимского транспортного [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании провести капитальный ремонт железнодорожного пути удовлетворить в части, обязать ОАО «Российские железные дороги» провести капитальный ремонт на участке пути Демской дистанции пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»: перегон ст. Алкино-Юматово с 1586 км пк 3 по 1594 пк 9,
в остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Валиуллина И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании провести капитальный ремонт участков железнодорожных путей.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки прокуратурой выявлены нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте. В нарушение требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта эксплуатируются железнодорожные пути с просроченными сроками капитального ремонта. В частности проверкой установлено, что на следующих участках железнодорожного пути Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» просрочены сроки проведения капитального ремонта: адрес по адрес; перегон адрес, с адрес; адрес по адрес; адрес по адрес; адрес с адрес; адрес с адрес; адрес с адрес и с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес Бугульминской дистанции инфраструктуры - Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»;
адрес адрес с адрес по адрес; адрес с 2 по 6 пк; адрес 1610 км с 6 по 10 пк; адрес 1611 км с 1 по 2 пк; перегон адрес 2 - Иглино 1 км с 6 по 8 пк; перегон адрес 42 км с 6 по 45 пк; перегон адрес с 1576 км пк 6 по 1585 км пк 9; перегон адрес с 1586 км пк 3 по 1594 пк 9 - Демской дистанции пути.
адрес с 1633 км пк 4 по 1633 км пк 5; адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с 1635 адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон ст адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес ; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес; перегон ст. адрес с адрес по адрес; перегон ст. адрес с адрес по адрес; перегон ст. адрес с адрес по адрес; перегон ст. адрес с адрес по адрес; перегон ст. адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес - Уфимской дистанции пути.
ОАО «Российские железные дороги» является собственником вышеуказанных железнодорожных путей.
Истец с учетом уточнений просил обязать ответчика провести капитальный ремонт на вышеуказанных участках железнодорожного пути.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» просит решение суда отменить, указывая, что стороной истца не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения капитального ремонта железнодорожных путей и нахождения их в состоянии, создающем угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц. Проверка Уфимской транспортной прокуратурой проведена без выезда на участок местности железнодорожных путей, без их осмотра и оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО2, заместителя Уфимского транспортного [СКРЫТО] Приволжской транспортной прокуратуры ФИО3, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Согласно п. 1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение, искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Уфимской транспортной прокуратурой РБ проведена проверка, которой установлено, что на участках железнодорожного пути Башкирского региона Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» просрочены сроки проведения капитального ремонта: адрес с адрес по адрес; перегон адрес с адрес по адрес, с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес; перегон адрес 2 с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес; блок пост адрес с адрес по адрес и с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес; адрес с адрес по адрес Бугульминской дистанции инфраструктуры - Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»;
адрес адрес с адрес по адрес; адрес адрес с адрес; адрес адрес; адрес адрес с 1 по адрес; перегон адрес 2 - адрес; перегон адрес 42 км с 6 по 45 пк; перегон адрес с адрес по адрес; перегон адрес с 1586 км пк 3 по 1594 пк 9 - Демской дистанции пути.
адрес с 1633 км пк 4 по 1633 км пк 5; адрес с 1633 км пк 5 по 1634 км пк 1; перегон адрес с 1634 км пк 1 по 1634 км пк 1; перегон адрес с 1634 км пк 1 по 1634 км пк 4; перегон адрес с 1634 км пк 4 по 1634 км пк 5; перегон адрес с 1634 км пк 5 по 1634 км пк 7; перегон адрес с 1634 км пк 10 по 1635 км пк 2; перегон адрес с 1635 км пк 3 по 1637 км пк 2; перегон адрес с 1637 км пк 2 по 1637 км пк 4; перегон адрес с 1637 км пк 4 по 1634 км пк 6; перегон адрес с 1638 км пк 4 по 1642 км пк 10; перегон адрес с 1644 км пк 1 по 1644 км пк 1; перегон адрес с 1644 км пк 1 по 1644 км пк 2; перегон адрес с 1644 км пк 2 по 1651 км пк 3; перегон т. Шакша-Иглино с 1651 км пк 2 по 1653 км пк 7; перегон адрес с 1653 км пк 7 по 1653 км пк 7; перегон адрес с 1653 км пк 7 по 1656 км пк 6; перегон адрес с 1658 км пк 1 по 1658 км пк 3; перегон адрес с 1658 км пк 3 по 1662 км пк 8; перегон адрес с 1662 км пк 10 по 1662 км пк 10; перегон адрес с 1662 км пк 10 по 1664 км пк 4; перегон адрес с 1665 км пк 1 по 1666 км пк 9; перегон адрес с 1667 км пк 3 по 1667 км пк 7; перегон адрес с 1668 км пк 3 по 1670 км; перегон адрес с 1670 км пк 4 по 1675 км; перегон адрес с 10 км пк 1 по 10 км пк 2; перегон адрес с 10 км пк 2 по 11 км; перегон адрес с 11 км пк 9 по 11 км пк 8; перегон адрес с 11 км пк 9 по 11 км пк 9; перегон адрес с 11 км пк 9 по 13 км пк 5; перегон адрес с 13 км пк 6 по 17 км пк 9; перегон адрес с 17 км пк 9 по 19 км пк 6; перегон адрес с 19 км пк 6 по 19 км пк 7; перегон ст Черниковка-Загородняя с 19 км пк 7 по 19 км пк 8; перегон адрес с 19 км пк 9 по 19 км пк 9; перегон адрес с 19 км пк 9 по 19 км пк 10; перегон адрес с 1 км пк 1 по 3 км пк 6 ; перегон адрес с 13 км пк 5 по 15 км пк 9; перегон адрес с 19 км пк 6 по 19 км пк 9; перегон ст. Ч. Восточная-Бензин с 1 км пк 1 по 1 км пк 10; перегон ст. Ч. Восточная-Бензин с 1 км пк 1 по 1 км пк 1; перегон ст. Ч. Восточная-Бензин с 2 км пк 1 по 4 км пк 4; перегон ст. Ч. Восточная-Бензин с 4 км пк 4 по 4 км пк 4; перегон ст. Ч. Востоная-Бензин с 4 км пк 4 по 4 км пк 4; перегон ст. Ч. Восточная-Новоуфимская с 1 км пк 7 по 3 км пк 6 - Уфимской дистанции пути.
Обращаясь в суд с указанными требованиями [СКРЫТО] руководствовался ведомостью ОАО «Российские железные дороги» протяжения пути с просроченным капитальным ремонтом по дистанциям пути Башкирского территориального управления по состоянию на 01.01.2016г.
В соответствии с п. 2 Распоряжения МПС РФ от 09 марта 2004 г. №80р «О распространении действий Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», ОАО «РЖД» принимает решения по вопросам, непосредственно связанным с осуществлением ОАО «РЖД» (в качестве перевозчика) перевозочного процесса, определением состояния, порядка обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 7.1. Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути», утвержденных распоряжением №75р от 18 января 2013 года, назначение ремонтов производится по фактическому состоянию пути, определяемому по результатам комплексной оценки состояния пути, диагностики и генеральных осмотров пути с учетом нормативных сроков его службы и предельных значений дополнительных критериев.
Назначение ремонтов пути осуществляется на основании ЦПТ-53, а также распоряжения ОАО «РЖД» от 14.12.2009 № 2536р «О комплексной оценке пути и сооружений», которая предназначена для повышения качества его содержания и решения проблем: оценки состояния пути и разработки мероприятий по его техническому обслуживанию, прогнозированию состояния ремонтам; оценки качества работы путевого хозяйства по техническому обслуживанию пути на всех уровнях управления.
Комплексная оценка состояния пути и сооружений, дополняет ЦПТ-53 и служит для определения приоритета вида и места проведения ремонтов. На участках пути, которые имеют КОСП «хорошо», в текущем году запрещается производить ремонты пути даже при выполнении основных критериев ЦПТ-53 (без дополнительного обоснования). Для этих участков пути планируются дополнительные средства для уменьшения дефектности элементов ВСП при текущем содержании пути.
Комплексная оценка разрабатывается на основании: результатов работы средств диагностики пути; актов весенних и осенних генеральных осмотров пути по параметрам не определяемым диагностическими средствами; технического паспорта дистанции; первичной документации, ведущейся на околотках участках и в дистанции пути.
Комплексная оценка определяется 2 раза в год после весенних и осенних генеральных осмотров пути комиссией, утвержденной начальником службы пути.
После проведения работ по устранению неисправностей по состоянию ГРК, рельсов и металлических частей стрелочных переводов, скреплений, шпал и стрелочных брусьев, параметрам кривых участков пути и осмотра этой же комиссией может быть проведена повторная комплексная оценка (распоряжение ОАО «РЖД» от 14.12.2009 № 2536р).
В подтверждение состояния путей и безопасности их использования ответчиком представлены распечатки из автоматизированной системы ПО ГО (генеральных осмотров пути) комплексной оценке состоянии пути по Уфимской, Демской и Бугульминской дистанциям пути.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] в части обязания ОАО «РЖД» провести капитальный ремонт железнодорожного пути Демской дистанции пути: перегон адрес с 1586 км пк 3 по 1594 пк 9, суд исходил из того, что по данным представленной ОАО «РЖД» сводной таблицы комплексной оценки участков по Демской дистанции пути по итогам осеннего осмотра 2017 года на перегонах адрес 1588 км и адрес 1592 км указана общая оценка «неудовлетворительно». При этом доказательств того, что устранены выявленные неисправности, приведшие к неудовлетворительной оценке состояния пути, суду не представлено.
Судебная коллегия данные выводы суда находит обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы ответчика о том, что [СКРЫТО] не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта железнодорожных путей и нахождения их в состоянии, создающем угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц, не являются основанием для отмены решения суда.
Данные комплексной оценки участков по Демской дистанции пути по итогам осеннего осмотра 2017 года на перегонах Чишмы-Алкино 1588 км и Алкино-Юматово 1592 км свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии данных участков путей, и может повлечь тяжкие последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация путей общего пользования с просроченным капитальным ремонтом пути, создает опасность возникновения транспортных происшествий, чем подвергается опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика провести капитальных ремонт иных участков железнодорожных путей, заявленных в иске, суд обоснованно исходил из того, что данные участки по результатам комплексной оценки участков имеют оценку «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», что свидетельствует об отсутствии объективной необходимости в проведении именно капитального ремонта, и подтверждает доводы ответчика о том, что в процессе текущего содержания спорных путей, ОАО «РЖД» в достаточной мере обеспечивает их состояние, отвечающее безопасности движения поездов.
Каких – либо иных относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих с очевидностью о необходимости проведения капитального ремонта остальных железнодорожных путей, а также об их нахождении в состоянии, создающем угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц, Уфимским транспортным [СКРЫТО] не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом оценки суда первой инстанции и которые имели бы значение для правильного разрешения дела, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не может повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи И.И. Валиуллин
Н.Н. Мартынова
Справка: судья Шпошникова И.А.