Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.03.2018 |
Дата решения | 12.04.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Киньягулова Танзиля Минибаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 08571e1b-6665-3607-ba05-97b1cd311a2c |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33-6148/2018
г. Уфа 12 апреля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хамидуллиной Э.М.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Нурмухаметовой Р.Р.,
при секретаре Ахметове Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] ФИО17 на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 января 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] ФИО18 к Администрации муниципального района Туймазинский район РБ о восстановлении срока для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления квартиры; признании за [СКРЫТО] Е.Е. права состоять в вышеуказанном списке; обязании Администрации муниципального района Туймазинский район включить [СКРЫТО] Е.Е. в данный список, а также предоставлении [СКРЫТО] Е.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении с ней договора найма специализированного жилого помещения, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РБ Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Е.Е. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Туймазинский район РБ о восстановлении срока для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления квартиры; признании за [СКРЫТО] Е.Е. права состоять в вышеуказанном списке; обязании Администрации муниципального района Туймазинский район включить [СКРЫТО] Е.Е. в данный список, а также предоставлении [СКРЫТО] Е.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении с ней договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что она осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, т.к. ее отец Егоров ФИО19 умер 05 декабря 1994 года, ее мать Егорова ФИО20 умерла 19 ноября 1994 года.
Согласно распоряжению Серафимовской поселковой администрации г.Туймазы Республика Башкортостан №... от 20.02.1995г. в отношении нее было установлено опекунство.
Петров ФИО21 был назначен опекуном.
В силу п.п. 2 ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. она являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно имела права на дополнительные гарантии по социальной защите.
Однако в постановке на учет для улучшения жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, письмом №... от 04.08.2017 г. Администрацией муниципального района и г. Туймазы ей было отказано в связи с тем, что на момент обращения с заявлением (вх. №... от 24.07.2017 г.) ей исполнилось 34 года.
Между тем, срок для постановки на учет для получения жилого помещения ею был пропущен по уважительным причинам.
В силу своей юридической неграмотности она не знала о возможности постановки на учет для последующего получения жилья, поскольку не была проинформирована об этом соответствующими органами должным образом.
Достижение возраста 23 лет само по себе не может являться основанием для лишения ее права на жилье, которое гарантировано ей законом.
Из письма Росреестра от 28.04.2015 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о ее правах на объекты недвижимого имущества.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, опекуна не может нести, учитывая, что на момент возникновения у нее права на обеспечение жильем, как "ребенка, оставшегося без попечения родителей, она являлась несовершеннолетней. При указанных обстоятельствах она не может быть лишена гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить ее на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.
С учетом того, что органами опеки и попечительства не были приняты меры для включения ее в список очередников в целях реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, срок обращения для постановки на учет пропущен ею по уважительной причине. Вследствие этого считает подлежащей себя включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Просила восстановить срок для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении квартиры; признать за ней право состоять в вышеуказанном списке; обязать ответчика включить ее в данный список, а также предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения.
Определением Туймазинского межрайонного суда РБ от 21.12.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, был привлечен отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район РБ.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.Е. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе указывается, что указанное решение суда нарушает её законные права и интересы.
В судебное заседание апелляционной инстанции Верховного Суда РБ явились истец [СКРЫТО] Е.Е., её представитель Халиуллина И.Н., поддержавшие доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан – Хайруллина Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Третье лицо - отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район РБ в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Из свидетельства о рождении №... №... от 22.12.1983г. усматривается, что родителями истца Егоровой Е.Е., 09.12.1983 года рождения, являются Егоров Е.Н., Егорова З.Ф.
Егорова З.Ф. умерла 19.11.1994 г. (свидетельство о смерти №... №... от №... г.), Егоров Е.М. умер 05.12.1994 г. (свидетельство о смерти №... №... от дата),
Распоряжением Серафимовской поселковой администрации г. Туймазы РБ №... от дата опекуном истца назначен Петров В.И.
Данный факт также подтверждается удостоверениями №... от №... г.
Письмом Администрации муниципального района Туймазинский район РБ от 04.08.2017 г. №... истцу отказано в постановке на учет в связи с тем, что на момент подачи заявления о постановке на учет для улучшения жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [СКРЫТО] Е.Е. достигла возраста 34 года (л.д.15).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Е.Е. достигла возраста 23 лет - 09.12.2006 года, на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 34 года.
В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ [СКРЫТО] Е.Е. не представила суду доказательств уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста [СКРЫТО] Е.Е. не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений статьи 67 ГПК РФ и изложена в мотивировочной части решения суда.
Кроме того, из представленных суду апелляционной инстанции Администрацией муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан личного дела (учетного дела) Егоровой Е.Е. усматривается, что 02 февраля 1996 г. опекуну Петрову В.И. был выдан ордер на жилое помещение на семью из 6 человек (Петрова З.Ф., Петров В.В., Петрова А.В., Егоров Р.Е., а также Егорова Е.Е.) на право занятия жилого помещения, размером 55,9 кв.метров жилой площади и 90,1 кв. метров общей площади состоящего из 4-х комнат в отделенной квартире по адресу: адрес адрес. Основание выдачи ордера: постановление администрации п. Серафимовский от 31 января 1996 г. №....
10.08.2005г. Егорова Е.Е. обратилась с заявлением в Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ о постановке её в очередь на получение жилья.
07.12.2005 г. Егорова Е.Е. в письменном заявлении выразила свое согласие на приватизацию квартиры, расположенной по адресу адрес (опекуну) отцу Петрову ФИО22, матери Петровой ФИО23 без включения её в число участников приватизации жилья. От своей доли жилья отказалась в их пользу.
Согласно выписке из Постановления Главы Администрации муниципального района Туймазинский район РБ от 27 марта 2006 г. №... «О передаче жилых помещений в собственность граждан», в соответствии с законом Республики Башкортостан «О приватизации жилых помещений в РБ» от 27 февраля 1992 года и на основании личного заявления передано Петрову В.И., Петровой З.Ф. – адрес по адрес адрес в общую долевую собственность.
31 марта 2006 года между Администрацией муниципального района Туймазинский район РБ и Петровым В.И. заключен договор №... о передаче жилых квартир в общую долевую собственность граждан, согласно п. 3 которого гр. Петров В.И. и его (её) члены семьи, приобретают право собственности на квартиру с момента регистрации договора в Туймазинском межрайонном секторе ГУ ФРС по РБ.
Таким образом, отсутствие у истца до достижения 23-летнего возраста нуждаемости в предоставлении жилого помещения исключает возможность удовлетворения заявленных требований [СКРЫТО] Е.Е. о признании права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Истец, достигнув полной дееспособности, действуя в своем интересе и по своей воле, совершила сделку, направленную на реализацию прав в отношении жилого помещения, которое она занимала на условиях социального найма, а именно, отказалась от участия в приватизации жилого помещения в пользу опекуна. Данных о том, что проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении с бывшим опекуном в установленном порядке признано невозможным, по материалам дела не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы [СКРЫТО] Е.Е. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Хамидуллина Э.М.
Судьи: Киньягулова Т.М.
Нурмухаметова Р.Р.