Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.03.2019 |
Дата решения | 27.03.2019 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Милютин Владимир Николаевич |
Результат | решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 9cdf3b6b-a72d-3085-84f2-22ea7a44f902 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 33-6039/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2019 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Осетровой З.Х.,
судей Милютина В.Н.,
Портновой Л.В.
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] И.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан, Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», Пожарно-спасательной части №32 Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» о защите жилищных прав, признании права на государственный жилищный сертификат. В обосновании иска указал, что проходил службу в ГПС МЧС России по РБ с 23.10.1996 года по 31.07.2008 года. Уволен с должности начальника ПЧ-124 ГУ «ОГПС-18 РБ МЧС России» по ст.58 п.«в» Положения о службе в органах внутренних дел, согласно приказа ГУ МЧС России по РБ от 30.07.2008 года № 182 л/с (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в календарном исчислении составляла 22 года 2 месяца 25 дней, а в льготном исчислении – 23 года 02 месяца 27 дней. В период прохождения службы с семьей в составе 4 человек ( жена, 2 детей) был заселен в ведомственное общежитие ОАО «Жилищный комплекс», расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Красина, дом № 19, в комнату № 510, жилой площадью 12 кв.м. 01.01.2006 года между ним ОАО «Жилищный комплекс» был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 11 для проживания с членами семьи (жена, 2 детей). 05.06.2009 года, между ним МУП УЖХ г.Уфы был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 3146 для проживания с членами семьи (жена, 2 детей). В настоящее время с семьей в составе 6 человек (жена, двое детей, невестка, внук) он продолжают проживать в указанной комнате жилой площадью 18,5 кв.м., которая увеличилась за счет пристройки. Указанная комната находится в общей долевой собственности в порядке приватизации его супруги [СКРЫТО] Д.Ф. и сына [СКРЫТО] А.И. в равных долях, по 12 доли у каждого. Согласно выписки из ЕГРН, справки БТИ в его собственности жилых помещений не зарегистрировано. Других жилых помещений члены его семьи в собственности не имеют. 10.09.2003 года, в период работы заместителем начальника ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС РБ, в установленном законом порядке он обратился с рапортом на имя начальника пожарной части о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по месту службы). В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС России по РБ №4 от 18.09.2003 года, рассмотрев рапорт, было принято решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, 18.09.2003 года жилищно-бытовой комиссией была заведена учетная карточка очередника на получение жилого помещения. Из Единого списка сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на 01.01.2005 года, усматривается, что он с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером. Из Единого списка сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на 01.01.2006 года, усматривается, что он с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером. Протоколом заседания жилищной комиссии для учета военнослужащих и сотрудников ФПС, проходящих военную службу (службу) в ГУ МЧС России по РБ и подчиненных учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений, № 16 от 15.06.2018 года ему было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», а именно не представлены доказательства о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности – ГУ МЧС России по РБ по состоянию на дату подачи рапорта 10.09.2003 года, обязать ГУ МЧС России по РБ включить его, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года и признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек.
Судом постановлено приведенное выше решение, которым постановлено исковые требования [СКРЫТО] И.Г. удовлетворить частично.
Признать [СКРЫТО] Ильдара Гизяровича нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности – Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан по состоянию на дату подачи рапорта 10 сентября 2003 года.
Обязать Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан включить [СКРЫТО] Ильдара Гизяровича, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года.
Признать за [СКРЫТО] Ильдаром Гизяровичем право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек.
В удовлетворении иска [СКРЫТО] Ильдара Гизяровича в части требований к ответчикам Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», Пожарно-спасательной части №32 Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» - отказать.
В апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Указывается, что увольнение [СКРЫТО] И.Г. по п. «в» ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ, не дает право на получение социальной выплаты. Данные обстоятельства не были учтены судом, что повлекло незаконное решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В силу ч. 5 ст. 29 ЖК РСФСР (действовавший на момент трудовых отношений истца), основанием признания граждан нуждающимися в жилье (улучшении жилищных условий) законодатель определял проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением.
Статьей 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию граждан и по месту жительства. По правилам статьи 31, принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялось по месту работы - совместным решением администрации, профсоюзного комитета с принятием во внимание рекомендации трудового коллектива.
С принятием Жилищного Кодекса Российской Федерации (от 24 декабря 2004 года № 188-ФЗ), законодатель предусмотрел, что в случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. В силу ст. 55, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими таких помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года №1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года №475, от 14.11.2007 года №778, от 06.10.2011 года №824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
Судом установлено, из материалов дела следует, что [СКРЫТО] И.Г. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Республике Башкортостан с 23 октября 1996 года по 31 июля 2008 года. Уволен с должности начальника ПЧ-124 ГУ «ОГПС-18 РБ МЧС России» по ст.58 п. «в» Положения о службе в органах внутренних дел, согласно приказа ГУ МЧС России по РБ от 30 июля 2008 года № 182 л/с (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в календарном исчислении составляла 22 года 2 месяца 25 дней, в льготном исчислении – 23 года 02 месяца 27 дней, что подтверждается выпиской из послужного списка о прохождении службы истцом.
В период прохождения службы [СКРЫТО] И.Г. с семьей в составе 4 человек ( жена, 2 детей) был заселен в ведомственное общежитие ОАО «Жилищный комплекс», расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Красина, дом № 19, в комнату № 510, жилой площадью 12 кв.м., что подтверждается справкой ОАО «Жилищный комплекс» от 18.01.2004 года.
01.01.2005 года, а также 01.01.2006 года между ОАО «Жилищный комплекс» и [СКРЫТО] И.Г. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 11 для проживания с членами семьи (жена, 2 детей). 05.06.2009 года между МУП УЖХ г.Уфы и [СКРЫТО] И.Г. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 3146 для проживания с членами семьи (жена, 2 детей).
В настоящее время [СКРЫТО] И.Г. с семьей в составе 6 человек (жена, двое детей, невестка, внук) продолжают проживать в указанной комнате жилой площадью 18,5 кв.м., которая увеличилась за счет пристройки, что подтверждается кадастровым паспортом помещения. Указанная комната находится в общей долевой собственности в порядке приватизации его супруги [СКРЫТО] Д.Ф. и сына [СКРЫТО] А.И. в равных долях по 12 доли у каждого, что подтверждается выпиской из ЕГРН. По сведениям регистрирующих органов в собственности [СКРЫТО] И.Г. жилых помещений не значится.
10 сентября 2003 года, [СКРЫТО] И.Г. в период работы заместителем начальника ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС РБ обратился с рапортом на имя начальника пожарной части о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по месту службы).
В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС России по РБ №4 от 18 сентября 2003 года, рассмотрев рапорт, было принято решение о признании [СКРЫТО] И.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, 18 сентября 2003 года, жилищно-бытовой комиссией была заведена учетная карточка очередника на получение жилого помещения.
Единым списком сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на 01 января 2005 года, подтверждается, что [СКРЫТО] И.Г. с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером.
Из Единого списка сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на 01 января 2006 года, усматривается, что [СКРЫТО] И.Г. с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером.
В соответствии со справкой ПЧ-32 «ОГПС-22 РБ МЧС РФ» от 20.09.2010 года №158-1-13 [СКРЫТО] И.Г. состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в ПЧ-32 с 10 сентября 2003 года по день увольнения со службы 31 июля 2008 года на основании личного рапорта от 10.09.2003 года.
Судом также установлено, что до 2002 года сотрудники ГПС входили в состав МВД России, где учет нуждающихся в жилье регламентировался Приказом №18 от 15 января 1996 года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел". В дальнейшем, этот приказ был распространен на МЧС России вплоть до 2012 года (см. приказ МЧС России №608 от 25.12.2002 года п. 78).
До 01.03.2005 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года №335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
Согласно абз. 2 ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в редакции до 01 января 2005 года), п. 15 Положения о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.1993 года №849 предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел (с 30.07.2002 года территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи ГО ЧС, в составе или в органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, охраняемыми объектами.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилого помещения) и обеспечение сотрудников ГПС жилыми помещениями осуществлялось в конкретных подразделениях Государственной противопожарной службы (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания, должности, соответствующими органами власти или охраняемыми объектами.
Жилищно-бытовые комиссии создавались приказами начальников самостоятельных частей, что подтверждено и в ПЧ-32.
В 2004 году Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС России по РБ.
Согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 года №868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и приказа МЧС РФ от 06.08.2004 года №372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
По содержанию раздела III пункта 12 пп. 11 (в ред. до декабря 2011года) Положения, Главное управление МЧС России по РБ организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года №868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года №1265.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №398 от 25 июля 2011 года с 01 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России были возложены на Госэкспертизу МЧС России.
До 01.12.2011 г. начальники территориальных органов МЧС России, руководители учреждений и организаций должны были передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФГУ "Госэкспертиза в области ГО, ЧС и пожарной безопасности" МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
В соответствии с приказом МЧС России от 27 апреля 2015 года № 207 «Об организации передачи жилищных дел от ликвидируемого федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в связи с ликвидацией ФКУ «Госэкспертиза МЧС России» в системе МЧС России была организована передача жилищных дел военнослужащих, сотрудников, спасателей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, протоколов об их постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся, проходящих военную службу.
Как видно из содержания акта приема-передачи жилищных дел сотрудников МЧС России, состоящих на учете в ИАС «Жилье МЧС России», нуждающихся в получении жилых помещений, от 17 апреля 2015 года от ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в ГУ МЧС России по РБ передано 57 учетных дел, в реестре которых [СКРЫТО] И.Г. не значится.
Как видно из содержания акта приема-передачи жилищных дел сотрудников МЧС России, снятых с учета нуждающихся в получении жилых помещений, от 17 апреля 2015 года от ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в ГУ МЧС России по РБ передано 28 учетных дел, в реестре которых [СКРЫТО] И.Г. также не значится.
В настоящее время, согласно Списку военнослужащих и сотрудников ФПС, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и предоставлении им жилых помещений, [СКРЫТО] И.Г. отсутствует в информационно-аналитической системе «Жилье МЧС России» по учету сотрудников ФПС ГПС.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что поскольку содержание данного Списка очередников на жилье противоречит положениям приказа МВД России №18 от 05.01.1996 года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел", у должностного лица не было правовых оснований утверждать сводный список по ГУ МЧС России по РБ без учета лиц (конкретно очередника ПЧ-32 [СКРЫТО] И.Г.), состоящих в подобной очереди по месту службы в пожарной части №32.
Поскольку судом установлено, что при исполнении приказа МЧС России №398 от 25.07.2011 года материалы и документы с низовых подразделений пожарных частей и отрядов не были переданы по назначению, то это в свою очередь привело к недостоверной отчетности, в том числе по сотруднику ГПС [СКРЫТО] И.Г.
Доказательств того, что ГУ МЧС России по РБ с 2011 года по настоящее время издало бы в приказном порядке документы об истребовании жилищных (учетных) дел из ПЧ-32 или ФНКУ ОФПС по РБ» в материалах дела не имеется.
Судом также установлено, что в нарушение вышеприведенных требований нормативных правовых актов, учетное дело [СКРЫТО] И.Г., поставленного 10.09.2003 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке из ПЧ №32 в ФГКУ "22 отряд ФПС по Республике Башкортостан" ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Приволжский филиал, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" МЧС России, ГУ МЧС России по РБ по вине администрации ПЧ №32 передано не было.
Разрешая спор, с учетом вышеизложенного, а также тех обстоятельств, что истцом был подан рапорт о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, указанный рапорт рассмотрен жилищно-бытовой комиссией по месту службы, принято решение жилищной комиссии о правомерности постановки на учет, суд обоснованно пришел к выводу о признании [СКРЫТО] И.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности – Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан по состоянию на дату подачи рапорта 10 сентября 2003 года.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части обязания ГУ МЧС России по Республике Башкортостан включить [СКРЫТО] И.Г., как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года и признания за [СКРЫТО] И.Г. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках указанной подпрограммы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, после увольнения со службы, будучи нуждающимся в жилье и состоящим на учете по месту работы в пожарной части, [СКРЫТО] И.Г. обратился с заявлением в ГУ МЧС России по РБ на предмет включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2015-2020 годы.
Протоколом заседания жилищной комиссии для учета военнослужащих и сотрудников ФПС, проходящих военную службу (службу) в ГУ МЧС России по РБ и подчиненных учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений, № 16 от 15 июня 2018 года [СКРЫТО] И.Г. было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», а именно не представлены доказательства о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу.
Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд первой инстанции исходил из того, что [СКРЫТО] И.Г. в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилом помещении, проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России на должностях, содержащемся за счет средств федерального бюджета, уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, общая продолжительность его службы составила более 10 лет, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, поэтому истец имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", и как следствие, право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В соответствии с абз. 1, 3, 7 пп. "а" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а именно:
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
Согласно п. 22 Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Как установлено судом, истец уволен со службы по п. "в" ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Однако, такое основание увольнения Правилами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах [СКРЫТО] И.Г. в соответствии с вышеназванными правовыми нормами не может быть отнесен к числу участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы», в связи с чем оснований для удовлетворении исковых требований истца в части возложении обязанности на ГУ МЧС России по Республике Башкортостан включить [СКРЫТО] И.Г., как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года и признания за [СКРЫТО] И.Г. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках указанной подпрограммы, не имеется.
То обстоятельство, что истец в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, не являются основанием для удовлетворения его требований.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] И.Г. об обязания ГУ МЧС России по Республике Башкортостан включить [СКРЫТО] И.Г., как нуждающегося в улучшении жилищных условий в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года и признания за [СКРЫТО] И.Г. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках указанной подпрограммы, не может быть признано законным, и оно подлежит отмене в силу п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] И.Г. о возложении обязанности на ГУ МЧС России по Республике Башкортостан включить [СКРЫТО] И.Г., как нуждающегося в улучшении жилищных условий в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, признания за [СКРЫТО] И.Г. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках указанной подпрограммы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 года отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ГУ МЧС России по Республике Башкортостан включить [СКРЫТО] Ильдара Гизяровича, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек и принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Ильдара Гизяровича о возложении обязанности на ГУ МЧС России по Республике Башкортостан включить его, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, о признании за [СКРЫТО] Ильдаром Гизяровичем право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий З.Х. Осетрова
Судьи В.Н. Милютин
Л.В. Портнова
Справка: судья Гималетдинов А.М.