Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.02.2018 |
Дата решения | 02.04.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> иные требования к ПФ РФ |
Судья | Минеева Вероника Викторовна |
Результат | решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 6c5be377-e912-31f3-affc-605c4e861c56 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-4618/2018
2 апреля 2018 г. г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В.,
судей Александровой Н.А., Минеевой В.В.,
при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Татышлинском районе Республики Башкортостан на решение Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В., выслушав представителя УПФ РФ в Татышлинском районе РБ – Сафарова И.Г., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав [СКРЫТО] И.Г. и его представителя Гумерову К.М., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Татышлинском районе Республики Башкортостан (далее - ГУ УПФ РФ в Татышлинском районе РБ, УПФ) с исковым заявлением об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что ГУ УПФ РФ в Татышлинском районе РБ решением №... от 8 февраля 2010 г. отказало истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. С данным решением [СКРЫТО] И.Г. не согласен, поскольку с 21 августа 1978 г. по 1 сентября 1990 г. осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В период с 8 сентября 1990 г. по 24 мая 1992 г. он работал на выборной должности председателя исполкома Маматаевского сельсовета. 25 мая 1992 г. был избран главой администрации Маматаевского сельсовета. На вышеуказанной должности он проработал до 26 апреля 1999 г. После увольнения с выборной должности 12 мая 1999 г. истец был принят на работу воспитателем интерната Старо-Кайпановской средней школы. До 31 марта 2003 г. осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей на разных должностях. 31 марта 2003 г. [СКРЫТО] И.Г. был уволен с должности директора школы в связи с переходом на выборную должность - глава муниципального образования Маматаевского сельсовета Татышлинского района Республики Башкортостан, на которой проработал до 20 апреля 2009 г. С выборной должности был уволен 20 апреля 2009 г. в связи с ликвидацией организации. В период с 8 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. и в период 31 марта 2003 г. по 20 апреля 2009 г. он работал на выборных должностях. Его трудовой стаж на выборных должностях составляет 14 лет 9 месяцев 13 дней. После увольнения с выборной должности истец работал учителем географии и технологии в МБОУ СОШ адрес В настоящее время работает директором МБОУ СОШ адрес и оставлен учителем географии. Ответчиком принято решение об отказе в назначении истцу досрочной пенсии по старости, признав специальный стаж по педагогической деятельности 15 лет 10 месяцев 21 день, исключив годы работы на выборных должностях: с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. и с 31 марта 2003 г. по 20 апреля 2009 г. Истец считает доводы ответчика несостоятельными, просит решение УПФ отменить и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. исковые требования [СКРЫТО] И.Г. удовлетворены частично, обязав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Татышлинском районе РБ включить в специальный стаж [СКРЫТО] И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», период с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. - время работы председателем исполкома и главой администрации Маматаевского сельского совета Татышлинского района РБ (8 лет 7 месяцев 23 дня); курсы повышения квалификации - с 5 января 1979 г. по 11 января 1979 г. (7 дней), курсы повышения квалификации - с 4 ноября 2001 г. по 11 ноября 2001 г. (8 дней), назначив ему досрочную страховую пенсию по старости - с 16 января 2017 г. В удовлетворении остальной части иска [СКРЫТО] И.Г. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 31 марта 2003 г. по и 20 апреля 2009 г., период работы главой муниципального образования Маматаевский сельсовет Татышлинского района РБ (6 лет 1 месяц 20 дней) – отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ГУ УПФ РФ в Татышлинском районе РБ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение в льготный страховой стаж периодов нахождения на выборных должностях.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 28 июня 2017 г. решение Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. отменено, включив в специальный стаж [СКРЫТО] И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы председателем исполкома Маматаевского сельского Совета народных депутатов с 3 сентября 1990 г. по 1 января 1992 г. В удовлетворении требований [СКРЫТО] И.Г. о назначении досрочной страховой пенсии с 16 января 2017 г. отказано. В остальной части решение Татышлинского районного судак Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 января 2018 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июня 2017 г. отменено, направлено дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), выслушав представителя УПФ РФ в Татышлинском районе РБ – Сафарова И.Г., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав [СКРЫТО] И.Г. и его представителя Гумерову К.М., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] И.Г. 2 февраля 2010 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Татышлинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФ РФ в Татышлинском районе РБ №... от 8 февраля 2010 г. определен стаж педагогической деятельности [СКРЫТО] И.Г. в учреждениях для детей - 15 лет 10 месяцев 21 день, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия требуемого стажа не менее 25 лет.
При этом, в специальный стаж истца не включены периоды работы председателем исполкома и главой администрации Маматаевского сельского совета с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. (8 лет 07 месяцев 23 дня); период работы главой муниципального образования Маматаевский сельсовет Татышлинского района Республики Башкортостан с 31 марта 2003 г. по 20 апреля 2009 г. (6 лет 1 месяц 20 дней); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 5 января 1979 г. по 11 января 1979 г. (7 дней) и с 4 ноября 2001 г. по 11 ноября 2001 г. (8 дней).
Удовлетворяя требование о включении в специальный стаж периода работы в качестве председателя исполкома и главы администрации Маматаевского сельского совета Татышлинского района Республики Башкортостан с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г., суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, было предусмотрено, что в стаж работы по специальности засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Поскольку [СКРЫТО] И.Г. начал трудовую деятельность в должности председателя исполкома в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, включению в специальный стаж истца подлежит весь период работы главой администрации Маматаевского сельсовета.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии указаны в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно подп. «м» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Спорные периоды имели место до 1 января 1992 г., поэтому возможно применение норм Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
При этом в силу пункта 4 указанного положения работа на выборной должности засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 8 июля 2011 г. №78-В11-18, 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, определяется именно на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Учитывая положения вышеуказанных норм материального права, иная деятельность, в том числе период работы Сайфулагиева И.Г. на выборной должности председателя исполкома, главой администрации Маматаевского сельского совета Татышлинского района Республики Башкортостан с 3 сентября 1990 г., могла быть зачтена в специальный стаж только при условии наличия у истца на день обращения в Пенсионный фонд стажа работы в должностях в учреждениях (2 февраля 2010 г.), указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Вместе с тем, по состоянию на указанную дату стаж непосредственно работы истца по специальности составил только 15 лет 11 месяцев 6 дней (с учётом курсов повышения квалификации), что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для зачёта указанного периода работы в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что на момент обращения [СКРЫТО] И.Г. (2 февраля 2010 г.) с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, оснований для зачёта в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода трудовой деятельности истца на выборной должности с 3 сентября 1990 г. по 1 января 1992 г. не имелось. При этом коллегия отмечает, что включение в стаж на соответствующих видах работ, работы на выборных должностях после 1 января 1992 г. пенсионным законодательством, действующим после 1 января 1992 г., не предусмотрено.
Вместе с тем, истец полагает о необходимости включения в специальный стаж периоды осуществления им полномочий народного депутата сельсовета в период его работы на выборной должности.
В соответствии со статьей 36 Закона РСФСР от 30 октября 1990 г. «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» время выполнения народным депутатом своих депутатских полномочий в Совете или его органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), в стаж работы (службы) по специальности, в стаж работы (службы), дающей право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если народный депутат на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Совете на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающих данную льготу.
Между тем, Закон РСФСР от 30 октября 1990 г. «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым такая гарантия депутатам органов местного самоуправления не предусмотрена.
В части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведен перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения, в числе которых вопросы, связанные с порядком установления, назначения и выплаты пенсий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, не указаны.
Однако истцом не представлены доказательства осуществления им депутатских полномочий на постоянной основе.
Положения пенсионного законодательства предусматривают, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают только на основании письменного заявления в Пенсионный фонд гражданина, обращающегося за назначением пенсии.
При подаче заявления гражданин должен представить в пенсионный орган все необходимые документы, подтверждающие его право на назначение и получение определенного вида пенсии.
Поскольку реализация права на досрочное назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением, при этом на дату обращения истцом в пенсионный фонд с заявлением право на досрочную страховую пенсию не возникло, в последующем истец с таким заявлением к ответчику не обращался, судебная коллегия полагает, что оснований для назначения страховой пенсии по старости с 16 января 2017 г. не имелось.
При таких обстоятельствах, решение Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. подлежит отмене в части обязания ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Татышлинском районе Республики Башкортостан включить в специальный стаж [СКРЫТО] И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. – время работы председателем исполкома и главой администрации Маматаевского сельского совета Татышлинского района Республики Башкортостан, назначения досрочной страховой пенсии по старости с 16 января 2017 г., приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Решение суда в части обязания ответчика включить в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 5 января 1979 г. по 11 января 1979 г., с 4 ноября 2001 г. по 11 ноября 2001 г. никем не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки судебной коллегии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 года отменить в части обязания ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Татышлинском районе Республики Башкортостан включить в специальный стаж [СКРЫТО] И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. – время работы председателем исполкома и главой администрации Маматаевского сельского совета Татышлинского района Республики Башкортостан, назначения досрочной страховой пенсии по старости с 16 января 2017 г.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] И.Г. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Татышлинском районе Республики Башкортостан об обязании включить в специальный стаж [СКРЫТО] И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период с 3 сентября 1990 г. по 26 апреля 1999 г. - время работы председателем исполкома и главой администрации Маматаевского сельского совета Татышлинского района Республики Башкортостан, назначения досрочной страховой пенсии по старости, отказать.
В остальной части решение Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Татышлинском районе Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи Н.А.Александрова
В.В.Минеева
Справка: судья ФИО8