Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.12.2016 |
Дата решения | 28.12.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Кривцова Оксана Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f7e08676-c7a9-3020-a83f-8506595dfbf1 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-26809/2016
г. Уфа 28 декабря 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Кривцовой О.Ю. и Хакимова А.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2016 г., по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] А.М. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] А.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация города) о возложении обязанности предоставить [СКРЫТО] А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указывая на то, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что [СКРЫТО] А.М. на основании распоряжения главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация района) № 284-р от 5 апреля 2016 г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения.
До настоящего времени Администрацией города не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права [СКРЫТО] А.М., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2016 г. постановлено:
исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах [СКРЫТО] АМ к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] АМ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения, не менее 14 кв. м.
В апелляционной жалобе Администрация города ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истцы прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан, [СКРЫТО] А.М., представитель ответчика – Администрации города, представители третьих лиц – Министерства финансов Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, [СКРЫТО] АМ, родился дата, его мать ААН решением Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына АРМ (л.д. 18-19), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 17).
Из справки № 174 от 10 мая 2016 г. следует, что с 1 сентября 2004 г. по 31 августа 2012 г. [СКРЫТО] А.М. обучался в ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находился на полном государственном обеспечении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 34).
В 2016 г. [СКРЫТО] А.М. окончил ГАПОУ Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства г.Уфы Республики Башкортостан, имеет диплом о среднем профессиональном образовании (л.д. 12).
Распоряжением главы Администрации района от 5 апреля 2016 г. № 284-р [СКРЫТО] А.М. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 25).
[СКРЫТО] А.М. по материалам территориального участка г.Уфы ГУП БТИ Республики Башкортостан собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается соответствующими справками № 7459, № 7459/1 от 29 февраля 2016 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания отдела УФМС России в Орджоникидзевском районе г.Уфы по Республике Башкортостан в настоящее время [СКРЫТО] А.М. зарегистрирован по адресу: адрес, общежитие, на срок с дата по дата (л.д. 31).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] А.М., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию города обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению [СКРЫТО] А.М. жилым помещением; [СКРЫТО] А.М., обратившись в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы о составе семьи, тем самым реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, постановлением Администрации города он признан нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у [СКРЫТО] А.М., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия. [СКРЫТО] А.М., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы Администрации города о том, что Администрация города не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, не может повлечь отмену решения суда.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу п. 8.4 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц должна осуществляться Администрацией города за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, так как государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации города, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Таким образом, Администрация города является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, собранным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 9 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Кадырова Э.Р.