Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.12.2016 |
Дата решения | 26.12.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Мухаметова Нафиса Масгутовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8f9ce1a8-c108-3b26-966e-0ab12371b63e |
дело №...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное определение
26 декабря 2016 года г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х.,
судей: Мухаметовой Н.М.,
Гаиткуловой Ф.С.,
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО адрес РБ ФИО4 на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление и.о. прокурора адрес B.C. в интересах ФИО1 к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Мухаметовой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора адрес РБ обратился в интересах ФИО1 к администрации городского округа адрес РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано на то, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нарушение законодательства ей по достижении совершеннолетия жилое помещение предоставлено не было, что грубо нарушает её жилищные права. В связи с чем, и.о. прокурора просил суд обязать Администрацию городского округа адрес РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте адрес РБ и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Администрации ГО адрес РБ ФИО4, указывая на его незаконность, отсутствие финансирования, обязанность субъекта РФ на предоставление жилья.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в отсутствие доказательств уважительности неявки лиц, коллегия находит в силу положений ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, поддержавшего решение, обсудив доводы жалобы, возражений прокурора, не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 № 184-ФЗ от 06.10.1999 обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28.12.2005 № 260-з (в редакции от 18 сентября 2015г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст.8 закона РБ от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от датаг. родители ФИО1, дата года рождения: ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав (л.д.14-15).
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 25.12.2015 N305-з "О регулировании отдельных вопросов отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 24.12.2015), ч.1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, с дальнейшим включением в список на предоставлении жилой площади по договору специализированного найма, что также подтверждается постановлением главы Администрации ГО адрес РБ от дата. (л.д.20-21).
ФИО1, дата года рождения, исполнилось 18 лет, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в дата г.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу приведенных норм закона предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством администрации ГО адрес.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы администрации о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право ФИО1 на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию администрации ГО адрес, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление ФИО1 жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО адрес РБ ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Х. Мугинова
Судьи: Н.М. Мухаметова
Ф.С. Гаиткулова
Справка: судья Салихова Э.М.