Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.12.2016 |
Дата решения | 19.12.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Троценко Юлия Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0f7090c4-6f99-3731-b3d6-a8e4b59a426f |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-26226/2016
г. Уфа 19 декабря 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Идрисовой А.В.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 01 июня 2016 г., по иску прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах Карамышевой Е.А. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах Карамышевой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация города) о возложении обязанности предоставить Карамышевой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указывая на то, что прокуратурой Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Карамышева Е.А. на основании распоряжения главы администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация района) № 988-р от 26 июня 2014 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, оставшейся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения.
До настоящего времени Администрацией города не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права Карамышевой Е.А., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 01 июня 2016 г. постановлено:
исковые требования прокурора Калининского района г. Уфы в интересах Карамышевой Е.А., дата года рождения к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Калининского района городского округа город Уфа об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить Карамышевой Е.А., дата года рождения, в черте адрес благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении требований прокурора Калининского района г. Уфы, предъявленного в интересах Карамышевой Е.А., дата года рождения к Администрации Калининского района городского округа город Уфа об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – отказать
В апелляционной жалобе Администрация города ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Карамышева Е.А., представители ответчиков – Администрации города, Администрации района, представители третьих лиц – Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Карамышева Е.А., родилась дата, её мать Карамышева Е.Ф. и её отец Карамышев А.Н. решением Нижнеломовского районного суда Пензинской области от 28 июля 2006 г. лишены родительских прав в отношении дочери Карамышевой Е.А. (л.д. 18-20).
Постановлением главы Администрации Нижнеломовского района Пензинской области от 25 августа 2006 г. № 407 над несовершеннолетней Карамышевой Е.А. опекуном назначен Калимуллин Ф.Ф. (л.д.24).
Распоряжением главы Администрации района от 26 июня 2014 г. № 988-р Карамышева Е.А. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.7).
По состоянию на 23 мая 2014 г. Карамышева Е.А. обучалась в 9 В классе в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 157 Калининского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан в 2013-2014 учебный год (л.д. 17).
Карамышева Е.А. по материалам территориального участка г.Уфы ГУП БТИ Республики Башкортостан собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой № 32679 от 07 мая 2014 г., сообщениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 02/101/007/2016-22101 от 15 февраля 2016 г., № 02/101/007/2016-22154 от 15 февраля 2016 г., № 01/013/007/2014-3547 от 20 мая 2014 г.
Из штампа в паспорте о регистрации установлено, что Карамышева Е.А. зарегистрирована по адресу: адрес.
Из справки, предоставленной МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Калининский район, отделение «Инорс» № 679 от 05 мая 2014 г. следует, что Калимуллин Ф.Ф. является нанимателем жилого помещения жилой площадью 55,80 кв.м., расположенного по адресу: адрес, количество проживающих составляет 7 человек.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах Карамышевой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию города обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению Карамышевой Е.А. жилым помещением; Карамышева Е.А., обратившись в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представив документы о составе семьи, тем самым реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, постановлением Администрации города она признана нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Карамышевой Е.А., состоящей на учете нуждающейся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия. Карамышева Е.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы Администрации города о том, что Администрация города не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, не может повлечь отмену решения суда.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу п. 8.4 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц должна осуществляться Администрацией города за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, так как государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации города, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Таким образом, Администрация города является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, собранным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 01 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи: А.В. Идрисова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Давыдов Д.В.