Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.12.2016 |
Дата решения | 12.12.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Турумтаева Гульфия Яудатовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 20005053-5dc7-3221-b851-aacf3a753ec4 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-25413/2016
12 декабря 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю., Турумтаевой Г.Я.
с участием [СКРЫТО] Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Городского округа г.Уфы РБ на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] Г.Т., обратился в суд с иском к администрации Городского округа город Уфа об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, площадью не менее 14 кв.м.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению [СКРЫТО] Г.Т. об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ... Согласно распоряжению главы администрации Орджоникидзевского района г.Уфа №...-р от дата попечителем [СКРЫТО] (...) Г.Т. назначен ФИО4 Согласно справке с дата по настоящее время [СКРЫТО] Г.Т. обучается в ФГБОУ ВО «...» .... Истец жилья не имеет, зарегистрирована по адресу: адрес собственниками указанного жилого помещения являются ФИО4 и ФИО6, по ... доли. Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Уфы от дата №... [СКРЫТО] Г.Т. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории «дети - сироты и дети» оставшиеся без попечения родителей». Между тем, [СКРЫТО] Г.Т. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Нарушены жилищные права [СКРЫТО] Г.Т., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования [СКРЫТО] Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] Г.Т. удовлетворены. Суд обязал Администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] Г.Т., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте г.Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления, но не менее ... кв.м.
В апелляционной жалобе представитель администрации Городского округа г.Уфы Республики Башкортостан Хафизова А.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. В жалобе указывает на то, что согласно законодательству обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения. Сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в жилищном законодательстве не определены.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы администрации Городского округа г. Уфы Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата дата заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п.1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).По договорам найма специализированных жилых они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 7 ст.1 Закона РБ №260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст.2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Г.Т., дата, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ....
Распоряжением главы администрации адрес от дата попечителем [СКРЫТО] (...) Г.Т. назначен ФИО4
С дата по настоящее время [СКРЫТО] Г.Т. обучается в ФГБОУ ВО «...
[СКРЫТО] Г.Т. в собственности жилого помещения не имеет, зарегистрирована по адресу: адрес собственниками указанного жилого помещения являются ФИО4 и ФИО8
дата распоряжением администрации Орджоникидзевского района г.Уфы от №... [СКРЫТО] Г.Т. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории «дети -сироты и дети» оставшиеся без попечения родителей». [СКРЫТО] Г.Т. жилым помещением специализированного жилого фонда не обеспечена. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.
В нарушение вышеизложенных требований законодательства на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение [СКРЫТО] Г.Т. не предоставлено, тем самым нарушены ее жилищные права, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых [СКРЫТО] Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жадобы о том, что согласно действующему законодательству обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления не являются надлежащими ответчиками по данным спорам, является необоснованным, поскольку основан на ошибочном толковании положений ч.1 ст.1, ст.2 Закона РБ №260-з, в соответствии с которыми органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Государственными полномочиями, предусмотренными ст.1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы о том, что законодательством сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, права [СКРЫТО] Г.Т. не нарушены, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку, как уже указывалось выше, федеральный законодатель в Федеральном законе № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел, расширив при этом основания предоставления жилья, предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им помещений законом не определены, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, об отсутствии у Администрации Городского округа город Уфа РБ обязанности обеспечить [СКРЫТО] Г.Т. жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства не свидетельствуют.
Кроме того, суждений о предоставлении [СКРЫТО] Г.Т. жилого помещения во внеочередном порядке обжалуемое решение не содержит, данных требований истцом не заявлено.
Иных доводов, которые не были бы рассмотрены судом первой инстанции, и которые могли бы служить основанием к отмене обжалованного решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Городского округа г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
судьи О.Ю. Кривцова
Г.Я. Турумтаева