Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.12.2016 |
Дата решения | 14.12.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Троценко Юлия Юрьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 4ae62802-c0e3-39df-b42c-f151799277b4 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-25405/16
Уфа 14 декабря 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Идрисовой А.В.
Троценко Ю.Ю.
с участием [СКРЫТО] Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2016 г., которым постановлено:
Иск Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] О.Г. к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма – удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] О.Г., [СКРЫТО] А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 42,0 кв.м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] О.Г. обратился в суд с иском (с последующим уточнением иска в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации городского округа г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан, где просит обязать ответчиков предоставить [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] О.Г. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма мотивируя тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы РБ проведена проверка по обращению [СКРЫТО] О.Г. о нарушении жилищных прав, связанному с не предоставлением жилого помещения ее сыну [СКРЫТО] А.В.
В ходе проверки установлено, что [СКРЫТО] А.В., дата г.р. является инвалидом 1 группы с детства, бессрочно по психическому заболеванию.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфа РБ от 24.10.2003 г. [СКРЫТО] А.В. признан недееспособным, наблюдается у врача с 1998 года с диагнозом: тяжелая умственная отсталость. Код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 72.02-хронические и затяжные психический расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно заключению ВК от 12.04.2013 г. №79 [СКРЫТО] А.В. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.1 ст.51, ч. 2 п. 3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 16.06.2006 №378 и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 №817.
Постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа РБ №1617 от 20.05.1999 г.р. [СКРЫТО] О.Г. поставлена на льготную очередь для получения жилья как семья, имеющая ребенка-инвалида.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа РБ №710-р от 07.06.2013 г. [СКРЫТО] А.В. признан заявителем по первоначальному заявлению [СКРЫТО] О.Г.
[СКРЫТО] А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: адрес. На праве собственности [СКРЫТО] А.В. какой-либо недвижимости не имеет.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Правительство Республики Башкортостан обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указав, что Правительство Республики Башкортостан по данному гражданскому делу является ненадлежащим ответчиком.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Правительства Республики Башкортостан – Ступин С.П. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Прокурор, [СКРЫТО] О.Г., представитель Администрации ГО г.Уфа – Хафизова А.Г., представитель Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре – Хазиева Э.М., представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ – Фаизов Т.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, являются заболеваниями, дающими инвалидам, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, страдающими ими.
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
После 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Также согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень установлен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 г. N 130-з "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Согласно ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно выписке из постановления Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ № 1617 от 20.05.1999г. [СКРЫТО] О.Г. состоит в очереди как нуждающаяся в жилых помещениях по договору социального найма (семья, имеющая ребенка-инвалида).
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфа РБ от 24.10.2003 г. [СКРЫТО] А.В. признан недееспособным.
Согласно справке РКПБ №1 МЗ РБ от 27.01.2016г. № 8-349/П [СКРЫТО] А.В. наблюдается у врача психиатра с 1998 года с диагнозом: тяжелая умственная отсталость. Код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 72.02 - хронические и затяжные психический расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно справке о регистрации [СКРЫТО] О.Г., [СКРЫТО] А.В. зарегистрированы по адресу: адрес.
[СКРЫТО] А.В. относится к числу таких граждан, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и правом на дополнительную площадь.
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Поскольку Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан (инвалидов), вставших на учет до 1 января 2005 года, ни законом Российской Федерации, ни законом Республики Башкортостан не наделена, следовательно, и не обладает такими полномочиями, в связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения ребенку - инвалиду возложено на субъект Российской Федерации - Правительство Республики Башкортостан. Следовательно, доводы апелляционной жалобы в данной части не опровергают выводы суда.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на Правительство Республики Башкортостан предоставить опекуну [СКРЫТО] О.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, суд первой инстанции исходил из того, что за ребенком требуется уход.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, находит его постановленным в отрыве от требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о полном и всестороннем исследовании доказательств и их оценке в совокупности, так как судом не были оценены все представленные по делу доказательства.
В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.
Следовательно, законом на опекунов граждан, которые признаны судом недееспособными, возложена обязанность содержать и обеспечивать уход за подопечными.
Суду первой инстанции, как и суду апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что уход за [СКРЫТО] А.В. требует постоянного нахождения рядом с ним опекуна.
Таким образом, с учетом нормы предоставления жилого помещения и правом у [СКРЫТО] А.В. на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия считает необходимым обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, но не менее 28 кв.м. общей площади. (14 кв.м. + 14 кв.м.).
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части возложения обязанности на Правительство Республики Башкортостан предоставить опекуну [СКРЫТО] О.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 июня 2016 г. отменить в части возложения обязанности на Правительство Республики Башкортостан предоставить опекуну [СКРЫТО] О.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 28 кв.м. общей площади.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи А.В. Идрисова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Кадырова Э.Р.