Дело № 33-23865/2017, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Башкортостан
Дата поступления 31.10.2017
Дата решения 16.11.2017
Категория дела Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Иные споры, вытекающие из отношений по государственной (муниципальной) службе
Судья Гильманова Ольга Владиславовна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 1af93e15-4fd5-3021-b7bd-09d993a356dc
Стороны по делу
Истец
******* *.*.
Ответчик
********** **** ****** ** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-23865/2017

город Уфа «16» ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Т.Ф. Крыгиной

судей О.В. Гильмановой

Р.Р. Нурмухаметовой

при секретаре Р.А. Ахмадеевой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.А. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения - отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гильмановой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

[СКРЫТО] А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан (далее – УФСИН по РБ), Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что [СКРЫТО] А.А. проходит службу в УФСИН по РБ, по состоянию на дата выслуга лет в календарном исчислении составляла более 10 лет. дата он обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. дата комиссией ФСИН России принято решение об отказе [СКРЫТО] А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он не представил в комиссию обязательные документы. Истец полагает, что данный отказ является незаконным и просит его отменить.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.А. просит решение суда отменить как незаконное. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Настаивает на доводах, заявленных в качестве основания иска в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон от 25 июня 1993 года № 5242-1), регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть 1 статьи 3). Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2 статьи 3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 04 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 02 февраля 1998 года № 4-П, от 02 июня 2011 года № 11-П и от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июня 2000 года № 185-О, от 06 октября 2008 года № 619-О-П, от
13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.).

В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Одним из доказательств заключение такого соглашения является регистрация ребенка в жилом помещении, что выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря
2012 года № 283-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).

Положениями пункта 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил).

При этом в пункте 5 Правил не содержится, каких-либо исключений позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы на несовершеннолетних детей.

В судебном заседании установлен факт прохождения [СКРЫТО] А.А. службы в УФСИН по РБ, выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на дата составляла 10 лет 11 месяцев 19 дней
(...).

дата [СКРЫТО] А.А. обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 1 человек.

дата Территориальная подкомиссия по рассмотрению заявлений на предоставление единовременной социальной выплаты приняла решение о направлении документов [СКРЫТО] А.А. в Комиссию ФСИН России для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты (выписка из протокола №... от дата) (...).

При принятии вышеуказанного решения территориальная подкомиссия УФСИН России по Республике Башкортостан установила, что [СКРЫТО] А.А. с дата зарегистрирован в двухкомнатной квартире общей площадью ... кв.м., находящейся в долевой собственности матери и сестры. Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации не имеет.

Комиссия ФСИН России дата, принимая решение об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходила из непредставления заявителем обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 вышеуказанных Правил.

Так, комиссия ФСИН России указала, что [СКРЫТО] А.А. является отцом несовершеннолетнего [СКРЫТО] Д.А. дата года рождения, однако информация о регистрации сына за 5-летний период не представлена.

Каких-либо документов подтверждающих невозможность получения указанных документов предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, [СКРЫТО] А.А. на рассмотрение комиссии УФСИН не представил.

По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.

Непредставление полного пакета документов, предусмотренных подпунктом «з» пункта 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.

Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника при его подаче от представления полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.

Отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует сотруднику повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.

Также судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Как пояснил [СКРЫТО] А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, его несовершеннолетний сын не проживает с ним после расторжения брака с [СКРЫТО] М.М., то есть с дата.

Между тем, подавая в дата рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и доказывая нуждаемость в улучшении жилищных условий, [СКРЫТО] А.А. указывает, что его несовершеннолетний сын проживает совместно с ним.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от
30 декабря 2012 года № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее
15 кв.м.

Из свидетельства о государственной регистрации права от дата следует, что общая площадь занимаемого истцом жилого помещения составляет ... кв.м., следовательно, но одного проживающего приходится ... кв.м., что свидетельствует об отсутствии нуждаемости истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от
дата оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Т.Ф. Крыгина

Судьи О.В. Гильманова

Р.Р. Нурмухаметова

Справка: судья Г.Р. Хасанова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Башкортостан на 31.10.2017:
Дело № 33-23748/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.11.2017
  • Решение: решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Черчага Стелла Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-23831/2017, апелляция
  • Дата решения: 28.11.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крыгина Татьяна Федоровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-23807/2017, апелляция
  • Дата решения: 16.11.2017
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гареева Диана Рифовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-23750/2017, апелляция
  • Дата решения: 22.11.2017
  • Решение: производство по делу прекращено (с отменой решения) - в связи с отказом от иска
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фархиуллина Олеся Раиловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-23856/2017, апелляция
  • Дата решения: 16.11.2017
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ткачева Алла Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-23825/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.11.2017
  • Решение: решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Демяненко Ольга Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-23837/2017, апелляция
  • Дата решения: 15.11.2017
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Милютин Владимир Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-23849/2017, апелляция
  • Дата решения: 29.11.2017
  • Решение: решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Низамова Алиса Рифовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-23830/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.11.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Булгакова Зухра Ириковна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-23767/2017, апелляция
  • Дата решения: 13.11.2017
  • Решение: административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гаиткулова Фарида Салютовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-1552/2017, апелляция
  • Дата решения: 01.11.2017
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Абземилова Зайтуна Равхатовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-915/2017, апелляция
  • Дата решения: 31.10.2017
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шарафутдинова Салия Исламовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-7909/2017, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Галиев Рафаэль Габдулхаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-7910/2017, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Идрисов Явдат Хайруллович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-2065/2017 [44У-268/2017], кассация
  • Дата решения: 29.11.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Халитов Нариман Ханяфиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-2388/2017 [44У-271/2017], кассация
  • Дата решения: 29.11.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Халитов Нариман Ханяфиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-2240/2017 [44У-270/2017], кассация
  • Дата решения: 29.11.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Мухаметзянова Рауза Рауфовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-89/2018 (22-7899/2017;), апелляция
  • Дата решения: 11.01.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жуковский Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ