Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 26.10.2017 |
Дата решения | 08.11.2017 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Фархиуллина Олеся Раиловна |
Результат | решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 1cb33a74-d71f-3361-9877-12e204965dee |
№ 33-23637/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2017 года г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ф.Т. Нурисламова
судей А.М. Габитовой
О.Р. Фархиуллиной
при секретаре А.А. Байчуриной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г.[СКРЫТО] Республики Башкортостан на решение [СКРЫТО] городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес в интересах [СКРЫТО] МА к Администрации городского округа адрес РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении с ней договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] МА, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте городского округа адрес Республики Башкортостан, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 14 кв.м. сроком на 5 лет.
Взыскать с администрации городского округа адрес РБ в доход бюджета городского округа адрес РБ государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан обратился в суд в интересах [СКРЫТО] М.А. с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан с требованием о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком в границах города [СКРЫТО] РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, равной 14 кв.м., и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Требования прокурора мотивированы тем, что [СКРЫТО] М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать лишена родительских прав по решению [СКРЫТО] городского суда Республики Башкортостан от дата. Постановлением Администрации ГО адрес Республики Башкортостан от дата №... [СКРЫТО] М.А. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлена на учет. дата [СКРЫТО] М.А. исполнилось 18 лет и на основании Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у нее возникло право на получение жилья. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии прав [СКРЫТО] М.А. на объекты недвижимости.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Муратовой Е.М., полагавшей решение суда в части обязания предоставить жилое помещение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (пункт 8.5).
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 решения [СКРЫТО] городского Совета от 15 июня 2005 года №24-10/4 по г. [СКРЫТО] установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, [СКРЫТО] МА, дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать [СКРЫТО] М.А. лишена родительских прав по решению [СКРЫТО] городского суда Республики Башкортостан от дата.
Постановлением Администрации ГО г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан от дата №... [СКРЫТО] М.А. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлена на учет.
Согласно отметке в паспорте [СКРЫТО] М.А. зарегистрирована по адресу: адрес.
[СКРЫТО] М.А. является студентом 4 курса БПОУ УР «Сарапульский политехнический колледж» группы 4П (бюджетная) очной формы обучения, срок окончания обучения – дата.
Согласно выписке из ЕГРН от дата №... [СКРЫТО] М.А., дата года рождения, правообладателем прав на объекты недвижимости не значится.
Следовательно, у [СКРЫТО] М.А. возникло право на получение жилья с дата, однако в нарушение вышеизложенных требований законодательства [СКРЫТО] М.А. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] М.А.
Доводы жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств.
Взыскивая с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.98 ГПК РФ.
Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В рассматриваемом случае истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Являясь органом местного самоуправления, администрация г. [СКРЫТО] также освобождена от уплаты госпошлины, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении данного вопроса и является основанием для отмены решения суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
о п р е д е л и л а:
решение [СКРЫТО] городского суда Республики Башкортостан от дата отменить в части взыскания с администрации городского округа город [СКРЫТО] в доход бюджета городского округа город [СКРЫТО] государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город [СКРЫТО] Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи А.М. Габитова
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья СИФ