Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.11.2018 |
Дата решения | 29.11.2018 |
Категория дела | О взыскании страхового возмещения (выплат)... -> по договору ОСАГО |
Судья | Киньягулова Танзиля Минибаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | fe31b9c5-8d55-301c-8650-c2aceb454d39 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-23108/2018
29 ноября 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хамидуллиной Э.М.,
судей Киньягуловой Т.М.,
Анфиловой Т.Л.,
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО «Либерти [СКРЫТО]» Сихарулидзе Т.М. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2018 года, которым постановлено:
исковые требования [СКРЫТО] Р. Ф. к АО «Либерти [СКРЫТО]» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО - удовлетворить частично.
Признать за [СКРЫТО] Р. Ф. по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г. на начало годового срока страхования право на «12-й» водительский класс.
Обязать АО «Либерти [СКРЫТО]» внести изменения о водительском классе [СКРЫТО] Р. Ф. в АИС РСА по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г.
Взыскать с АО «ЛибертиСтрахование» в пользу [СКРЫТО] Р. Ф. убытки в виде излишне уплаченной части страховой премии по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г. в размере 2 061 руб. 07 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., расходы, связанные с получением сведений из РСА в размере 3 000 руб., штраф в размере 2 530 руб. 53 коп.
Взыскать с АО «Либерти [СКРЫТО]» Акционерного общества в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РБ Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Р.Ф. обратился в суд с иском к АО «Либерти [СКРЫТО]», в котором просил признать за ним по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г. на начало годового срока страхования право на «12-й» водительский класс, обязать АО «Либерти [СКРЫТО]» внести изменения о водительском классе [СКРЫТО] Р.Ф. в АИС РСА по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г., взыскать с АО «Либерти [СКРЫТО]» в его пользу 2 061 руб. 07 коп. в качестве убытков в виде излишне уплаченной части страховой премии по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г., компенсацию морального вреда за необоснованное занижение водительского класса по полису ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г. в размере 4 000 руб., компенсацию за нарушение прав потребителя на добровольное удовлетворения заявления в размере 4 000 руб., судебные расходы, связанные с получением сведений из АИС РСА и составлением страховой истории ОСАГО в размере 3 000 руб., штраф.
[СКРЫТО] Р.Ф. исковые требования истец мотивирует тем, что он является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО. 14.04.2017 г. между [СКРЫТО] Р.Ф. и АО «ЛибертиСтрахование» был заключен договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... с присвоением ему «5-го» водительского класса, что подтверждается сведениями из АИС РСА. По сведениям АИС РСА установлено, что на начало годового срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г., предыдущими договорами ОСАГО считались: договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2016 г., заключенный в ПАО СК «Росгосстрах» сроком с 20.07.2016 г. по 19.07.2017 г., с присвоением истцу «4-го» водительского класса, договор ОСАГО серии ССС №... от 02.04.2015 г., заключенный в ПАО СК Росгосстрах» сроком с 14.04.2016 по 13.04.2017 г., с присвоением истцу «3-го» водительского класса, что явилось нарушением, так как предыдущим договором ОСАГО, по отношению к договору серии ССС №... от 02.04.2015 г. считался безубыточно прекративший свое действие договор ОСАГО серии ССС №... от 21.03.2014 г., заключенный с АО «СОГАЗ» с присвоением истцу «9-го» водительского класса на срок с 22.03.2014 г. по 21.03.2015 г., что являлось основанием для учета за истцом «10-го» водительского класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ССС №... от 02.04.2015г., «11-го» водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2016г. и «12-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017г., но данное обстоятельство не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя АО «Либерти [СКРЫТО]» Сихарулидзе Т.М. оспаривает законность и обоснованность судебного решения, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит его отменить, указывая, что при заключении договора страхования нарушения со стороны АО «Либерти [СКРЫТО]» полностью отсутствуют, поскольку договор страхования оформлен на основании произведенного запроса в АИС РСА в целях определения КБМ заявителя, а также на основании предыдущего договора ОСАГО с ПАО СК «Росгосстрах».
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Расчет страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств производится страховщиком в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Согласно пунктам 1, 2, 6 ст. 9 указанного Федерального закона, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Указанием Центрального Банка РФ от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Коэффициент страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ). Данным разделом установлено 15 страховых классов на начало годового срока страхования начиная с «М», «1», до «13», каждый из которых имеет существенное значение коэффициента бонус - малус (КБМ).
Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
В силу п. 10.1 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Как следует из материалов дела, 14.04.2017 г. [СКРЫТО] Р.Ф. заключил с АО «Либерти [СКРЫТО]» договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... со сроком действия с 14.04.2017 по 13.04.2018г., где [СКРЫТО] Р.Ф. являлся страхователем и единственным водителем, допущенным к управлению транспортным средством, с присвоением водительского класса «5» (л.д. 9).
По сведениям АИС РСА установлено, что на начало годового срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г. предыдущими договорами ОСАГО считались: договор ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2016 г., заключенный в ПАО СК «Росгосстрах» сроком с 20.07.2016 г. по 19.07.2017 г., с присвоением истцу «4-го» водительского класса, договор ОСАГО серии ССС №... от 02.04.2015 г., заключенный в ПАО СК «Росгосстрах» сроком с 14.04.2016 г. по 13.04.2017 г., с присвоением истцу «3-го» водительского класса, что явилось нарушением, так как предыдущим договором ОСАГО, по отношению к договору серии ССС №... от 02.04.2015 г., считался безубыточно прекративший свое действие договор ОСАГО серии ССС №... от 21.03.2014 г., заключенный с АО «СОГАЗ» с присвоением истцу [СКРЫТО] Р.Ф. «9-го» водительского класса (КБМ = 0,70) на срок с 22.03.2014 г. по 21.03.2015 г., что являлось основанием для учета за истцом «10-го» водительского класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ССС №... от 02.04.2015г., «11-го» водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2016г. и «12-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017г., но данное обстоятельство не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период.
Из системного толкования совокупности норм, регулирующих спорное правоотношение по применению коэффициента «бонус-малус» следует, что водительский класс «3» может быть присвоен водителю при условии наличия перерыва в страховании более 1 года к моменту заключения договора ОСАГО, а также отсутствия сведений о страховании водителя по предшествующим договорам ОСАГО непосредственно в страховой компании, в АИС РСА и непосредственно у страхователя.
Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь Указаниями Центрального Банка РФ от 19 сентября 2014 года №...-У, положениями Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и нарушающими права потребителя действия АО «Либерти [СКРЫТО]», выразившиеся в применении «5» водительского класса страхователя [СКРЫТО] Р.Ф. при расчете страховой премии по полису ОСАГО, признав за [СКРЫТО] Р.Ф. право на «12» водительский класс по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г., поскольку по договору серии ССС №... от 21.03.2014 г. у [СКРЫТО] Р.Ф. был КБМ=0,70 (класс «9»), по договору серии ССС №... от 02.04.2015 г. он имел право на учет за ним «10» водительского класса, по договору серии ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2016 г. он имел право на учет за ним «11» водительского класса, что давало бы ему, право на учет за ним «12» класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №... от 14.04.2017 г.
Разрешая спор и удовлетворяя частично требования истца, суд, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, на основании установленных по делу обстоятельств, исследовав сведения о страховании истца из АИС РСА, установил, что ответчиком при заключении с истцом договора ОСАГО были применены недостоверные коэффициенты КБМ, и обоснованно пришел к выводу о том, что нарушенное право истца подлежит восстановлению, путем признания за [СКРЫТО] Р.Ф. права на соответствующий класс на момент окончания годового срока страхования по договору ОСАГО с возложением на АО «Либерти [СКРЫТО]» обязанности внести в автоматизированную систему страхования РСА соответствующие изменения в сведениях, при этом суд исходил из того, что за период действия всех вышеприведенных договоров страховые выплаты не производились, что ответчиком не оспаривалось.
Суд первой инстанции правильно указал, что бремя доказывания наличия правовых оснований, обосновывающих факт занижения водительского класса [СКРЫТО] Р.Ф., лежит на страховой компании, поскольку обязанность производить правильный расчет страховой премии, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений, представленных страхователем со сведениями АИС РСА, выявлять несоответствия, допущенные при страховании, возложена законом на страховщика, а не страхователя.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы об отсутствии вины ответчика судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Установив верный размер страхового тарифа, суд первой инстанции взыскал с АО «Либерти [СКРЫТО]» в пользу [СКРЫТО] Р.Ф. излишне уплаченные денежные средства за страховую премию в размере 2 061, 07 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., расходы, связанные с получением сведений из РСА в размере 3 000 руб., штраф в размере 2 530 руб. 53 коп.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Либерти [СКРЫТО]» - без удовлетворения.
Председательствующий Хамидуллина Э.М.
Судьи Киньягулова Т.М.
Анфилова Т.Л.