Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.10.2017 |
Дата решения | 23.10.2017 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Портнова Лидия Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8d6997f0-efc1-3d03-87e0-b8a2ff24bef2 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-22264/2017
23 октября 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Низамовой А.Р.
Портновой Л.В.
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Туймазинского межрайонного [СКРЫТО] РБ в интересах [СКРЫТО] И. И. к Администрации муниципального района [СКРЫТО] район РБ о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать Администрацию MP [СКРЫТО] район РБ предоставить [СКРЫТО] И. И., дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ФИО9, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с иском в интересах [СКРЫТО] И.И. к Администрации MP [СКРЫТО] район РБ о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указал, что [СКРЫТО] И.И., дата.р., имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в отношении его отца ФИО3, решением адрес районного суда РБ от 13.01.2014г. установлен факт уклонения от воспитания сына, а мать ФИО4 умерла 16.01.2009г.
Постановлением главы Администрации муниципального района [СКРЫТО] район РБ от дата. №... [СКРЫТО] И.И. передан под опеку ФИО5
В связи с достижением [СКРЫТО] И.И. 18-летнего возраста указанное распоряжение утратило силу.
22.06.2015г. [СКРЫТО] И.И. окончил ... и получил среднее профессиональное образование.
В настоящее время [СКРЫТО] И.И. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, с 15.06.2009г. состоит на учете в Администрации муниципального района [СКРЫТО] район РБ для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец просил обязать администрацию MP [СКРЫТО] район РБ предоставить [СКРЫТО] И.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая в обоснование, что на момент подачи искового заявления, законные права [СКРЫТО] И.И. на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот не были нарушены, то есть, отсутствовал предмет спора, поскольку, [СКРЫТО] И.И., дата года рождения, состоит на учете на обеспечение жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищном отделе Администрации MP [СКРЫТО] район РБ с 15.06.2009 г.; 18-летнего возраста [СКРЫТО] И.И. достиг в сентябре 2015 года, в результате чего право на дополнительные гарантии у него возникло не с момента постановки его на учет - 15.06.2009г., а по достижению с 18-летнего возраста - с 01.09.2015г., т.к. дата окончания учебного заведения - 30.06.2015г. Вследствие этого он был включен в список очередников на обеспечение жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.07.2017 г. в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями состоят 15 человек, [СКРЫТО] И.И. в данном списке числится под №8.
Апеллянт указал, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение реализуются за счет бюджета субъекта РФ, в связи с чем, возможность предоставления жилых помещений поставлена в прямую зависимость от перечисления из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца – [СКРЫТО] отдела по обеспечению участия [СКРЫТО] в гражданском процессе Прокуратуры Республики Башкортостан, представлявшую интересы Туймазинского межрайонного [СКРЫТО] - Муратову Е.М., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 № 184-ФЗ от 06.10.1999 обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции от 18 сентября 2015года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, и установлено судом первой инстанции, что [СКРЫТО] И.И., дата.р., имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в отношении его отца, ФИО3, решением Буздякского районного суда РБ от 13.01.2014г. установлен факт уклонения от воспитания сына, а мать ФИО4 умерла 16.01.2009г.
Постановлением Главы Администрации муниципального района [СКРЫТО] район РБ от 02.02.2009г. №... [СКРЫТО] И.И. передан под опеку ФИО5
В связи с достижением [СКРЫТО] И.И. 18-летнего возраста указанное распоряжение утратило силу.
22.06.2015г. [СКРЫТО] И.И. окончил ГБПОУ «Октябрьский нефтяной колледж им.Куватова» и получил среднее профессиональное образование.
В настоящее время [СКРЫТО] И.И. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, с 15.06.2009г. состоит на учете в Администрации муниципального района [СКРЫТО] район РБ для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
[СКРЫТО] И.И не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, с момента окончания образовательного учреждения по достижению 18-летнего возраста и до настоящего времени администрацией MP [СКРЫТО] район РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение [СКРЫТО] И.И., что не отрицается ответчиком, в связи с чем, нарушены его жилищные права на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Поскольку [СКРЫТО] И.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достиг возраста 18-лет, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Республики Башкортостан по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования, обязав администрацию муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] И.И. по договору найма специализированное жилое помещении сроком на пять лет.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод администрации о том, что возможность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поставлена в прямую зависимость от перечисления из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере, является несостоятельным, поскольку само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияет на правовые основания разрешения спора. Право [СКРЫТО] И.И. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района [СКРЫТО] район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Низамова А.Р.
ФИО9
Справка: судья ФИО8