Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.10.2018 |
Дата решения | 31.10.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Александрова Наталия Александровна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | f0765c51-23fe-3101-84a9-34c62fc2bd79 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-20237/2018
город Уфа 31 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю.
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 68» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства
по апелляционной жалобе руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Башкортостан Степанова Е.Г. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Башкортостан Насыковой Д.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, директора муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 68» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Усманова А.С., представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Аминевой Г.М., считавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее Управление Роспотребнадзора по РБ) обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 68» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее МБОУ «Лицей № 68»), Управлению образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.
В обоснование иска указано на то, что МБОУ «Лицей № 68» в соответствии с уставом организации осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МБОУ «Лицей № 68» в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.
В ходе проверки МБОУ «Лицей № 68» выявлено невыполнение предписаний должностного лица Управления Роспотребнадзора по РБ от дата №... и от дата №... о необходимости соблюдения требований СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности:
- в нарушение обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости;
- в нарушение обязательных требований п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики;
- в нарушение обязательных требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями.
Истец просил суд признать действия (бездействия) юридического лица МБОУ «Лицей № 68», выразившиеся в нарушении обязательных требований приведенных требований СанПиН 2.4.2.2821-10, незаконными и обязать ответчика выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2018 года в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по РБ отказано.
В апелляционной жалобе руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Башкортостан Степанова Е.Г. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2018 года решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2018 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по РБ, суд первой инстанции указал, что МБОУ «Лицей № 68» самостоятельно устранить выявленные нарушения не может, так как финансирование осуществляется бюджетными поступлениями и в виде субсидий из бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан; полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Между тем, согласиться с этим выводом не представляется возможным в силу следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель истца Управления Роспотребнадзора по РБ поясняла, что намерена уточнить исковые требования и просить суд обязать Управление образования профинансировать МБОУ «Лицей № 68» для устранения выявленных нарушений.
Однако суд первой инстанции не предоставил для истца возможность письменного изменения или уточнения исковых требований, тем самым были нарушены положения части 2 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Кроме того, в силу положений ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Однако данной возможности Управление Роспотребнадзора по РБ было необоснованно лишено.
При таких обстоятельствах, в соответствии разъяснениям, данными в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", дело судом апелляционной инстанции рассматривается с учетом заявления истца об увеличении исковых требований, согласно которым Управление Роспотребнадзора по РБ просило обязать Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан устранить нарушения санитарного законодательства, в том числе путем перечисления денежных средств на счет Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 68» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан для устранения нарушения санитарного законодательства, а именно п.п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях»- для обучающихся 1 ступени образования обеспечить школьными партами, обеспеченными регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, п.4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях»- санитарные узлы для девочек и мальчиков оборудовать кабинками с дверьми, п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях» -в помещениях начальных классов и кабинете физики установить умывальные раковины в срок до 01 августа 2019 года.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с пунктом 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан от 10 июля 2012 года № 748 с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности (контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка) должностные лица Управления имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Приведенные нормы закона, в силу которых Управление Роспотребнадзора по РБ вправе реализовать свои полномочия по защите прав неопределенного круга лиц в случае допущения нарушений санитарного законодательства, в том числе полномочия по обращению в суд с иском об устранении таких нарушений, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не учтены.
Так, статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления», другими нормативными актами.
Согласно статье 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
По смыслу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (далее также СанПиН 2.4.2.2821-10).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
В соответствии с п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.
Согласно п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами. Допускается использование одноразовых сидений на унитаз. Для обучающихся основного общего и среднего общего образования во вновь строящихся зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды. Для ранее построенных зданий общеобразовательных организаций рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
В силу п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.
Согласно пункту 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м на одного обучающегося.
Судом установлено и из материалов дела следует, что МБОУ «Лицей № 68» осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МБОУ «Лицей № 68» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.
В 2015 году Управлением Роспотребнадзора по РБ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований санитарных норм и правил в отношении МБОУ «Лицей № 68».
В ходе проведенной проверки МБОУ «Лицей № 68», выявлено невыполнение следующих пунктов предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по РБ от дата №... и от дата №...:
1. В нарушение обязательных требований пункта 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
2. В нарушение обязательных требований пункта 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики.
3. В нарушение обязательных требований пункта 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями.
По выявленным нарушениям в отношении должностного лица возбуждено дело по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года директор МБОУ «Лицей № 68» Валькова Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой закона, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, нельзя признать основанным на законе вывод суда первой инстанции о том, что в связи с отсутствием у учреждения денежных средств не возможно выполнение названных выше требований в полном объеме. Учитывая, что в результате несоблюдения требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» нарушаются права учащихся данного образовательного учреждения, недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения учреждения от обязанности устранить вышеизложенные нарушения, в связи с чем действия (бездействия) МБОУ «Лицей № 68», выразившиеся в нарушении обязательных требований п.п. 5.3 4.27, 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», являются незаконными, на указанного ответчика следует возложить обязанность устранить выявленные нарушения санитарного законодательства до 01 августа 2019 года.
Из материалов дела также следует, что учредителем МБОУ «Лицей № 68» является администрация городского округа г. Уфы Республики Башкортостан.
Согласно Устава МБОУ «Лицей № 68» является юридическим лицом, находится в ведении Управления образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени администрации городского округа г. Уфа РБ осуществляет Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 1.7 Положения Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан является главным распорядителем бюджетных средств образовательных учреждений. Кроме того, Управление образования осуществляет перечисление субсидий бюджетным, автономным учреждениям на содержание имущества и иные цели, и контроль за их эффективным и целевым использованием; организует работу по обеспечению содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях города; организует работу по подготовке образовательных организаций к новому учебному году; координирует деятельность муниципальных образовательных организаций.
Поскольку для выполнения МБОУ «Лицей № 68» мероприятий по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» необходимо бюджетное финансирование, на Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан следует возложить обязанность в срок до 01 августа 2019 года осуществить перечисление денежных средств в указанных целях.
Поскольку судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав учащихся МБОУ «Лицей № 68», судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан удовлетворить.
Признать действия (бездействия) юридического лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 68» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в нарушении обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики; п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями, незаконными.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 68» городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресу: адрес выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- в 10-ти кабинетах для обучающихся I ступени образования установить школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- установить умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики; п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»- санитарные узлы для мальчиков и девочек оборудовать кабинами с дверями до 01 августа 2019 года.
Обязать Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан осуществить перечисление денежных средств Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 68» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан для устранения нарушения санитарного законодательства, а именно п.п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях»- для обучающихся 1 ступени образования обеспечить школьными партами, обеспеченными регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; п.4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях»- саитарные узлы для девочек и мальчиков оборудовать кабинками с дверьми; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях»- в помещениях начальных классов и кабинете физики установить умывальные раковины в срок до 01 августа 2019 года.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
О.Ю. Кривцова
справка: судья Давыдов Д.В.