Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 31.08.2017 |
Дата решения | 02.10.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> Споры о праве собственности на землю -> иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Кривцова Оксана Юрьевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 3e1c9e43-5946-3054-b340-0915b38fa10d |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-19582/2017
г. Уфа 2 октября 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.
при секретаре Хамитовой Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 4 июля 2017 г., по иску [СКРЫТО] Р.У. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., выслушав объяснения представителя [СКРЫТО] Р.У. – Вафаева С.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Р.У. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация города), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – УЗИО) о признании права собственности на садовый земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 596 кв.м, расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе «Локомотив № 36 Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан» (далее – СНТ «Локомотив № 36»).
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является членом СНТ «Локомотив № 36» и владеет земельным участком № №..., предоставленным решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № 252-6 от 21 октября 1958 г., Приказом начальника Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги № 133/НОД от 6 июня 1974 г. Истец обратился с заявлением в адрес УЗИО о предоставлении садового участка в собственность бесплатно, в чем отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории зон инженерной и транспортной инфраструктуры, где вид использования земельного участка «для ведения садоводства» является запрещенным, кроме того, частично зарезервирован для муниципальных нужд.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 4 июля 2017 г. постановлено:
исковые требования [СКРЫТО] Рината Ульфатовича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] Ринатом Ульфатовичем в порядке приватизации право собственности на земельный участок площадью 596 кв.м, с кадастровым номером №... расположенный по адресу: г.Уфа Орджоникидзевский район, СНТ «Локомотив №36» участок №..., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием — под коллективные сады.
В апелляционной жалобе УЗИО ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Истец [СКРЫТО] Р.У., представители ответчиков – Администрации города, УЗИО, представитель третьего лица – СНТ «Локомотив № 36» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № 252-6 от 21 октября 1958 г. коллективу рабочих и служащих ст. Черниковка разрешено использовать под плодоягодный сад участок земли площадью 2,0 га из полосы отвода Уфимской ж.д. стороны нечетного направления с привязками 655+800 до 656-260 с разрывом от крайнего рельса 25 м.
На основании данного решения № 252-6 от 21 октября 1958 г. представителем УГА г.Уфы составлен Акт об отводе границ участка в натуре коллективного сада рабочих и служащих станции Черниковка площадью 2,0 га от 30 октября 1958 г.
Приказом № 133/НОД от 6 июня 1974 г. начальника Башкирского отделения Куйбышевской ордена Ленина железной дороги «О мерах по упорядочению использования земельных участков под коллективные сады в пределах полосы отвода» закреплены коллективные сады садоводческого товарищества «Локомотив» за предприятиями и организациями.
В соответствии с Приложением к Приказу № 133/НОД от 6 июня 1974 г. ДС «Уфа» присвоен номер 36, место расположения сада 1629 км.
Согласно п.1.1. Устава, СНТ «Локомотив № 36» ранее был зарегистрирован решением Уфимского городского Совета народных депутатов БАССР от 21 октября 1958 г. № 252-6.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что коллективному саду рабочих и служащих станции Черниковка земельный участок предоставлен в октябре 1958 г. на основании приказа № 133/НОД от 6 июня 1974 г. начальника Башкирского отделения Куйбышевской ордена Ленина железной дороги, в том числе за ДС «Уфа» (1629 км) земельный участок закреплен за коллективным садом садоводческого товарищества «Локомотив» под номером 36; в последствии на указанном земельном участке образовано СНТ «Локомотив № 36».
[СКРЫТО] Р.У. является членом СНТ «Локомотив № 36» и за ним закреплен земельный участок № №..., с кадастровым номером №..., размером 596 +/- 8 кв.м, что подтверждается заключением председателя правления СНТ «Локомотив № 36», описанием местоположения земельного участка (л.д. 47), членской книжкой садовода (л.д. 46).
Как видно из кадастрового паспорта от 4 октября 2016 г. № 02/16/1 -701898, указанный земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 596 +/- 8 кв.м, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коллективный сад.
15 ноября 2016 г. истец обратился с заявлением в УЗИО о передаче в собственность занимаемого им земельного участка с кадастровым номером №....
На обращения истца ответчиками отказано в передаче садового участка в собственность в связи с его ограничением в обороте.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что [СКРЫТО] Р.У. является членом СНТ «Локомотив № 36», земельный участок которому предоставлен до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного СНТ; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства; земельный участок свободен от правопритязаний третьих лиц, не является ограниченным в обороте и не зарезервирован для муниципальных нужд.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Пунктом 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу названного федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании п. 2.8. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Как следует из материалов дела, отказывая в предоставлении спорного земельного участка УЗИО в письме № Г-17868 от 1 декабря 2016 г. сослалось на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г.Уфа, утвержденными решением Совета городского округа г. Уфа от 22 августа 2008 г. № 7/4, названный земельный участок расположен на территории зоны инженерной и транспортной инфраструктур (индекс Т), на территории которой, вид использования земельного участка – «для ведения садоводства» является запрещенным. Кроме того указано, что садовый земельный участок № №... частично входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1(2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г.) указано, что по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Часть 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в п.п. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В данном случае суд первой инстанции не проверил правомерность отказа УЗИО с точки зрения положений п. 7 и п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 18 и ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не исследовал вопрос о том, предусматривается ли территория, в которую входит испрашиваемый участок, для размещения объектов местного значения.
Суд первой инстанции ограничился указанием на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером №... не указан в приложении решения Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», а также на то, что сведения о резервировании земельного участка не содержатся в кадастровым паспорте земельного участка.
Между тем, главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в материалы дела представлены выкопировка из приложения № 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, схема размещения объекта, постановление главы Администрации города № 4537 от 8 августа 2011 г. об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, калининском, Орджоникидзевском районах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан», с обозначением границ спорного земельного участка, частично пересекающего границы красных линий проектируемого Западного шоссе.
В соответствии с приложением № 1 к решению Совета городского округа город Уфы Республики Башкортостан № 41/6 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» (в ред. от 29 июня 2016 г. № 64/7, от 8 декабря 2016 г. № 4/8) спорный земельный участок частично зарезервирован с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается, что в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №... зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, пересекает границы красных линий проектируемого Западного шоссе.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для признания права собственности [СКРЫТО] Р.У. на земельный участок не имелось, поскольку испрашиваемый земельный участок в границах, поставленных на кадастровый учет, является ограниченным в обороте.
Таким образом, решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 4 июля 2017 г. подлежит отмене. При принятии нового решения судебная коллегия учитывает вышеизложенное и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Р.У.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 июля 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Рината Ульфатовича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 596 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коллективные сады, расположенный по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, СНТ «Локомотив № 36» участок №... – отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Абдуллин Р.В.