Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.08.2018 |
Дата решения | 04.09.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Вахитова Гульнара Диязовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 77035d4a-4197-3940-91d0-12e46027fc00 |
В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-16953/2018
г. Уфа 04 сентября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.,
судей Абдуллиной С.С.,
Вахитовой Г.Д.,
при секретаре Селиванец Ю.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Е.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на приобретение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на приобретение единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе представителя [СКРЫТО] Е.А. – Куликова С.С. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Е.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также – [СКРЫТО] [СКРЫТО]), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее также - УФСИН [СКРЫТО] по РБ) о признании незаконным решения комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО], оформленного протоколом от 29 ноября 2016 г. № 101, об отказе в постановке [СКРЫТО] Е.А. с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома; признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании принять [СКРЫТО] Е.А. с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 8 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №13 УФСИН [СКРЫТО] по РБ» в должности главного инженера, имеет звание майора внутренней службы. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением истец 14 июля 2014 года обратился в [СКРЫТО] [СКРЫТО] с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата). Как стало известно из ответа на адвокатский запрос, решением комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 ноября 2016 г. (протокол №101) ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила). Указано, что заявитель не предоставил информацию о постоянной регистрации сына [СКРЫТО] К.Е. до 27 июля 2012 года. [СКРЫТО] Е.А. считал решение комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] незаконным, поскольку данная информация не была представлена им по независящим от него обстоятельствам, в представленной им справке отдела адресно-справочной работы Управления ФМС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан от 8 июля 2014 г. отмечено, что сведениями о предыдущем месте регистрации [СКРЫТО] К.Е. служба не располагает. Также ссылался на нарушение сроков рассмотрения его заявления.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостанот 21 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Е.А. к [СКРЫТО] [СКРЫТО], УФСИН [СКРЫТО] по РБ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на приобретение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на приобретение единовременной социальной выплаты отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель [СКРЫТО] Е.А. – Куликов С.С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывает, что пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты допускает в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета с места жительства за предшествующие подаче заявления пять лет не могут быть получены, предоставление документов, подтверждающих невозможность их получения. Податель жалобы указывает в качестве такого документа, подтверждающего невозможность получения выписки и финансового лицевого счета, справку органа миграционной службы о том, что ранее сведений о регистрации у ребенка с рождения до 27 июля 2012 года не имеется.
Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2018 года решение Ленинского районного суда г. Уфы от 21 ноября 2017 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО], оформленное протоколом от 29 ноября 2016 г. № 101, об отказе в постановке [СКРЫТО] Е.А. с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с 8 января 2015 г.; за [СКРЫТО] Е.А. признано право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; на [СКРЫТО] [СКРЫТО] возложена обязанность принять [СКРЫТО] Е.А. с составом семьи из трех человек, в том числе, супругу [СКРЫТО] Е.В., сына [СКРЫТО] К.Е., дата рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 8 января 2015 года.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 июня 2018 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав [СКРЫТО] Е.А. и его представителя Куликова С.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан и Федеральной службы исполнения наказаний – Глушкову Г.Ф., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной соци...
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам [СКРЫТО] [СКРЫТО] не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судом установлено и подтвержается материалами дела, что с [СКРЫТО] Е.А. проходил службу в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №13 УФСИН [СКРЫТО] по РБ» в должности главного инженера, имеет звание майора внутренней службы, проходил службу в системе [СКРЫТО] [СКРЫТО] с 25 ноября 2002 года.
[СКРЫТО] Е.А. состоит в зарегистрированном браке с [СКРЫТО] (Зубовой) Е.В., от брака имеют сына [СКРЫТО] К.Е., дата рождения.
Истец зарегистрирован и проживает вместе с супругой и сыном в квартире по адресу: адрес площадью 44,6 кв.м, собственником квартиры является Карунас В.Б. - мать супруги истца.
14 июля 2014 года [СКРЫТО] Е.А. обратился в [СКРЫТО] [СКРЫТО] с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 ноября 2016 года, оформленным выпиской из протокола № 101, [СКРЫТО] Е.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно в связи с непредставлением информации о постоянной регистрации несовершеннолетнего сына до 27 июля 2012 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований Правил предоставления единовременной социальной выплаты при подаче заявления о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцом не была представлена справка о регистрации по месту жительства сына истца [СКРЫТО] К.Е. до 27 февраля 2012 года; в отсутствие регистрации по месту жительства не было предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания, как того требует подпункт «б» пункта 5 Правил; у органов [СКРЫТО] [СКРЫТО] отсутствует право самостоятельного сбора документов для постановки сотрудника на учет, в связи с чем у комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] не имелось правовых оснований для постановки [СКРЫТО] Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты при обращении с рапортом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Соглашаясь с выводами суд первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что несоблюдение [СКРЫТО] Е.А. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений о регистрации ребенка по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта, лишило комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] возможности установить наличие у [СКРЫТО] Е.А. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а сводятся к несогласию с ними и направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя [СКРЫТО] Е.А. – Куликова С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Абдуллина С.С.
Вахитова Г.Д.
Справка:
судья ФИО15