Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.12.2016 |
Дата решения | 19.01.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Хайрутдинов Дамир Салихович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 6defc7c3-d524-31d8-8b66-53b96701b7c6 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-27794/2016 (№ 33-1237/2017)
19 января 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ткачевой А.А.,
судей Гильмановой О.В.,
Хайрутдинова Д.С.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТВВ на решение ... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ТВВ к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ... о признании незаконным и отмене заключения результатов служебной проверки от дата №... по факту допущенной акции группового неповиновения в ФКУ ИК№... УФСИН ... в части выводов о нарушении ТВВ служебной дисциплины, выразившемся в ненадлежащем выполнении пункта 18 «Положений об отряде осужденных исправительного упреждения ФСИН», утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, а так же пунктов ... должностной инструкции и рассмотрении ТВВ на соответствие с занимаемой должностью на аттестационной комиссии (п. ... заключения) отказать.
Заслушав доклад судьи Хайрутдинова Д.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ТВВ обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ... о признании незаконным и отмене заключения результатов служебной проверки.
В обоснование иска указано, что в период с дата по дата ТВВ проходил непрерывную службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и являлся сотрудником ФКУ «ИК №... УФСИН ...».
Приказом УФСИН ... от дата №...-лс ТВВ был уволен из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в соответствии с п. «в» ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего права на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В период временной нетрудоспособности ТВВ в период с конца дата, ему стало известно, что в дата в отношении него была проведена служебная проверка, однако по каким основаниям и каковы ее результаты истец не знал. В ответ на его рапорт, поданный на имя начальника ФКУ ИК-№... УФСИН ..., в начале дата года посредством почтовой связи в адрес истца поступили заверенные копии приказа УФСИН ... от дата №... и заключение результатов служебной проверки от дата №.... Из данных документов истцу стало известно, что служебная проверка проводилась силами аппарата УФСИН ... по факту акции группового неповиновения в ФКУ ИК-№... УФСИН ....
Из заключения служебной проверки от дата №..., истцу стало известно, что он был признан виновными в нарушении служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем выполнении п. 18 положений об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, а также пунктов ... должностной инструкции, в части отсутствия контроля за положением дел в отряде №..., №..., проведения индивидуальной воспитательной работы, неприятие своевременных мер по выявлению осужденных, склонных к противоправным действиям, отсутствие комплекса воспитательных мероприятий с этой категорией лиц, проведения разъяснительной работы, что привело к акции группового неповиновения осужденных.
На основании указанного заключения служебной проверки от дата №..., комиссией по проведению служебной проверки в отношении ТВВ было принято решение о рассмотрении на соответствие с занимаемой должностью на аттестационной комиссии.
дата истец ознакомился с материалами служебной проверки. дата направил жалобу на имя временно исполняющего полномочия начальника УФСИН ... КМЛ, в которой просил признать незаконным и отменить заключение результатов проверки от дата №... в части признания его виновным в нарушении служебной дисциплины и рассмотрения его на соответствие с занимаемой должностью на аттестационной комиссии.
В ответ на указанную жалобу истцом получен ответ от дата №..., согласно которому при проведении служебной проверки порядок не был нарушен, проведение проверки законно и обоснованно, оснований для ее отмены не имеется.
Истец к дисциплинарной ответственности привлечен не был, на аттестационной комиссии не рассматривался и был уволен на основании п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
С заключением служебной проверки от дата №... истец не согласен, считает свою вину недоказанной, а выводы комиссии незаконными и необоснованными.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным, необоснованным, недействительным и отменить заключение результатов служебной проверки от дата №... по факту допущенной акции группового неповиновения в ФКУ ИК№... УФСИН ... в части выводов о нарушении им служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем выполнении п. 18Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, а также пунктов ... должностной инструкции и рассмотрении его на соответствие занимаемой должности на аттестационной комиссии (п. ... заключения).
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ТВВ просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что в нарушении п.п. 2 и 5 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее по тексту Инструкции), утвержденной приказом ФСИН России от дата №..., сведения об истце как о сотруднике, в отношении которого проводится проверка, в приказ УФСИН ... от дата №... внесены не были; в нарушении п.п. 8 и 14 Инструкции его с приказом УФСИН ... от дата №... не ознакомили; в нарушении п.п. 14 и 18 Инструкции проведение служебной проверки в отношении истца продлено не было и была окончена утверждением заключения от дата №.... Тем самым истец был лишен возможности давать письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы, а также обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку; в нарушении п.п. 4, 6, 12, 24, 25 Инструкции материалы служебной проверки не содержат каких либо доказательств его вины в инкриминируемых нарушениях. По результатам служебной проверки было принято решение о рассмотрении истца на соответствие занимаемой должности на аттестационной комиссии, однако это не является мерой дисциплинарного взыскания.
Апеллятор в жалобе также указывает, что материалы служебной проверки не содержат доказательств неисполнения (или ненадлежащего исполнения) истцом служебных обязанностей, предусмотренных п. 15 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259 и должностной инструкции. Более того, в п. 18 названного Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, перечислены 17 подпунктов обязанностей начальника отряда, перечень которого является закрытым.
Также служебной проверкой не установлено наличие прямой причинно-следственной связи между неисполнением (или ненадлежащим исполнением) истцом служебных обязанностей и наступившим последствием в виде акции группового неповиновения осужденных. Комиссией не были установлены действительное причины акции группового неповиновения осужденных.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в отсутствие доказательств отсутствия по уважительной причине коллегия в силу положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотрение.
Изучив материалы дела, выслушав ТВВ, его представителя ИМТ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН ... САА, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
Согласно п. 1.2 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 06 июня 2005 года № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» правовую основу службы в указанных учреждениях и органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, правила внутреннего трудового распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Особенности порядка и условий прохождения службы в органах внутренних дел регулируются специальными нормами, а именно Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе).
Действия данного Положения распространяются и на сотрудников органов внутренних дел в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»).
В соответствии со статьей 34 Положения о службе, нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
Согласно ст. 38 Положения о службе, за нарушение служебной дисциплины могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.
В силу ст. 39 Положения о службе поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Частью 7 статьи 39 Положения о службе предусмотрено, что поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию (часть 15 статьи 39 Положения).
Частью 19 статьи 39 Положения о службе предусмотрено, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органа внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.
Как установлено судом при рассмотрении предъявленных требований ТВВ проходил службу в учреждениях уголовно исполнительной системы с дата по дата в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными, уволен с должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-№... УФСИН ... по п. «в» ст. 58 Положения о службе (по выслуге срока службы, дающего права на пенсию) (л.д. №...), что сторонами дела и не оспаривается.
Материалами дела подтверждается, что дата на территории ИК№... произошел случай группового неповиновения, выразившегося в отказе от приема пищи осужденных.
Приказом УФСИН ... от дата №... «О проведении служебной проверки» в ФКУ ИК-№... УФСИН ... по факту отказа от приема пищи осужденных ФКУ ИКадрес УФСИН ... создана комиссия по проведению служебной проверки (л.д. №...)
Организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации предусмотрены Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 года № 198 (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что проверка проводится по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины.
При этом проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим, информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней (пункт 16 Инструкции).
По окончании проверки комиссией подготавливается заключение (пункт 21 Инструкции).
По результатам указанной служебной проверки начальником УФСИН ... генерал-лейтенантом внутренней службы ШВВ утверждено заключение результатов служебной проверки по факту допущенной акции группового неповиновения в ФКУ ИК-№... УФСИН ... от дата, где факт группового неповиновения осужденных нашел свое подтверждение (л.д. №...).
Согласно п. ... заключения результатов служебной проверки по факту допущенной акции группового неповиновения в ФКУ ИК-... УФСИН ... от дата принято решение, что за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем выполнении п. 18 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, а также пунктов №... должностной инструкции, в части отсутствия контроля за положением дел в отряде №..., №...; проведения индивидуальной воспитательной работы; непринятия своевременных мер по выявлению осужденных склонных к противоправным действиям, отсутствие комплекса воспитательных мероприятий с этой категорией лиц, проведения разъяснительной работы, что привело к акции группового неповиновения осужденных, начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-№... УФСИН ... майора вн. сл. ТВВ рассмотреть на соответствие с занимаемой должностью на аттестационной комиссии (л.д№...).
В материалах дела имеется должностная инструкция начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального казенного учреждения «Исполнительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по адрес» майора вн. сл. ТВВ, утвержденная начальником ФКУ ИК-№... УФСИН ... ККА дата (л.д. №...).
В соответствии с п. ... данной должностной инструкции начальник отряда обязан в том числе: знать положение дел в отряде; изучать личностные качества осужденных, проводить с ними индивидуальную воспитательную работу; предупреждать и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации между осужденными; ежемесячно анализировать состояние дисциплины и дисциплинарной практики в отряде; совместно с сотрудниками других служб ИУ проводить с нарушителями установленного порядка отбывания наказания профилактическую работу, уделяя особое внимание осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, одиночных камерах; во взаимодействии с заинтересованными службами выявлять и осуществлять учет лиц, склонных к противоправным действиям, проводить с ними комплекс воспитательно-профилактических мероприятий, принимать меры по нейтрализации и разобщению группировок лиц отрицательной направленности.
Согласно п. ... данной должностной инструкции начальник отряда обязан в том числе: ежедневно разъяснять осужденным трудовое законодательство Российской Федерации, права и обязанности работника, порядок трудоустройства т увольнения, условия труда, порядок начисления заработной платы, продолжительности рабочего времени, предоставления выходных и отпусков.
В соответствии с пунктом 18 Приказа Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - приказ № 259), начальник отряда обязан в том числе: знать положение дел в отряде; изучать личностные качества осужденных, проводить с ними индивидуальную воспитательную работу; предупреждать и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации между осужденными; во взаимодействии с заинтересованными службами выявлять и осуществлять учет лиц, склонных к противоправным действиям, проводить с ними комплекс воспитательно-профилактических мероприятий, принимать меры по нейтрализации и разобщению группировок лиц отрицательной направленности.
ТВВ в суде апелляционной инстанции пояснил, что он знает свои должностные обязанности, а также содержание приказа Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указала, что правовых оснований для освобождения ТВВ от дисциплинарной ответственности за нарушение положений указанного приказа Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» и его должностной инструкции в части организации в воспитательной колонии воспитательной работы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе служебной проверки не исследована степень вины ТВВ, не установлена прямая причинная связь между неисполнением ТВВ своих должностных обязанностей, иных нормативных документов и фактом группового неповиновения, противоречат материалам дела и основаны на неверной оценке собранных по делу доказательств, учитывая, что факт происшедшего в колонии ИК-7 свидетельствует о недостаточном контроле за деятельностью подчиненных служб и недостаточной воспитательной работе в этом направлении.
В силу ч. 1 ст. 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Доводы истца о нарушении порядка проведения служебной проверки – пунктов 2, 4, 5, 6, 8, 12, 14, 18, 24 и 25 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России 12 апреля 2012 года № 198 не могут быть признаны обоснованными, так как служебная проверка проведена в соответствии с указанной Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России 12 апреля 2012 года № 198 и приказа Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».
Поскольку служебная проверка была назначена не в отношении конкретного лица, а по выявленному факту, то обстоятельство, что ТВВ не был уведомлен о ее проведении, не свидетельствует о нарушении его прав, с результатами проверки истец не был ознакомлен, так как находился в отпуске с последующим увольнением, поэтому с него не было затребовано письменное объяснение и он не был привлечен приказом к дисциплинарной ответственности.
Довод истца в апелляционной жалобе о том, что он награжден ведомственными наградами, на правильность настоящего судебного решения не влияет, основанием к отмене решения не является.
Иные доводы апелляционной жалобы на правильность постановленного решения не влияют, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу.
Процедура проведения служебной проверки ответчиком не была нарушена.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права применив закон, подлежащий применению. Нарушений требований статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение ... от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ТВВ – без удовлетворения.
Председательствующий Ткачева А.А.
Судьи Гильманова О.В.
Хайрутдинов Д.С.
Судья: ...