Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 14.08.2014 |
Дата решения | 11.09.2014 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 0876f06e-d67d-34cb-a79a-7455f15a92c4 |
дело № 33-...
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Уфа 11 сентября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Михляевой Г.А.
судей Гонтарь Н.Ю.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Тарасовой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску [СКРЫТО] Г.Р. к Администрации СП Кармышевский сельсовет муниципального района Альшеевский район РБ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и отмене заключения межведомственной комиссии,
по апелляционной жалобе Министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 11.02.2014 года, которым постановлено:
исковые требования [СКРЫТО] Г.Р. к Администрации СП Кармышевский сельсовет муниципального района Альшеевский район РБ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и отмене заключения межведомственной комиссии, удовлетворить.
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ №1 от 16 мая 2013 года о признании жилого дома по адресу: РБ. Альшеевский район, д. ... Альшеевского района РБ пригодным для проживания.
Обязать сельское поселение Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ поставить на учет в качестве нуждающегося в жилье [СКРЫТО] Г.Р.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Г.Р. обратилась в суд с иском к Администрации СП Кармышевский сельсовет муниципального района Альшеевский район РБ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и отмене заключения межведомственной комиссии. В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны [СКРЫТО] К.Г., с которым прожила с 15 июня 1950 года до его смерти – до 01 сентября 1987 года. Согласно произведенному акту обследования помещения 16 мая 2013г. установлено: фундамент - износ 70%. стены дома - износ 65%, перекрытие - износ 60%, крыша -износ 60%, полы - износ 55%), окна - износ 55%). Физический износ домовладения на момент обследования жилого дома составляет 61%. По заключению межведомственной комиссии дом признан пригодным для постоянного проживания. Не согласившись с данным заключением, она обратилась в Госкомитет РБ по строительству и архитектуре, по заключению которого от 02.11.2013г. физический износ жилого дома составляет 69%, поэтому он не пригоден для проживания. В силу своего возраста, состояния здоровья и материального положения она не может произвести работы по ремонту дома.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, Министр труда и социальной защиты населения РБ, в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, как незаконное и необоснованное. Указано, что Министерство труда и социальной защиты населения РБ является одним из участников программы по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ Фаизова Т.А., главу Администрации СП Кармышевский сельсовет МР Альшеевский район Шакурова Д.У., представителя [СКРЫТО] Г.Р. [СКРЫТО] И.К., судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания искового заявления усматривается, что истцом заявлены исковые требования в рамках реализации ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 7 мая 2008 года № 714.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 № 322, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании представленных администрациями муниципальных районов и городских округов РБ списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, формирует республиканский список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства и включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, влечет за собой включение его в соответствующий республиканский список, а в последствие в проект сводного списка, который формируется Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре, и выдачу сертификата на строительство или приобретение жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с п. 2.7 вышеуказанного Порядка Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан направляется в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре уточненный список получателей мер социальной поддержки. В этой связи Министерством осуществляется проверка документов граждан, вошедших в данный список на наличие у них права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 3 приведенного постановления Министерство труда и социальной защиты населения РБ ответственно за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является заинтересованной стороной по делу, права и законные интересы которого затрагиваются оспариваемым решением.
Однако, при рассмотрении дела судом первой инстанции не были учтены вышеназванные обстоятельства в связи с чем Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан к участию в деле не привлечено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] И.К., исковые требования поддержала в полном объеме, пояснил, что считает, что дом не пригоден для проживания, просил иск удовлетворить.
Глава Администрации СП Кармышевский сельсовет МР Альшеевский район Шакуров Д.У. пояснил, что иск не признает. Произведено обследование дома, был произведен визуальный его осмотр, установлен процент износа – 61%. Просил в иске отказать.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ Фаизов Т.А. пояснил, что уполномоченным органом по обследованию дома является орган местного самоуправления, просил в иске отказать.
Выслушав объяснения представителя [СКРЫТО] Г.Р. [СКРЫТО] И.К., главу Администрации СП Кармышевский сельсовет МР Альшеевский район Шакурова Д.У., представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ Фаизова Т.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 21 ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом установлено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В силу п. 8 указанного выше Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Г.Р., ... года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Согласно свидетельству о браке серии II-Р №700422, [СКРЫТО] К.Г. и [СКРЫТО] Г.Р. заключили брак 15 июля 1950 года, жене присвоена фамилия «Сахибгареева».
Установлено, что [СКРЫТО] К.Г., ... рождения, является участником Великой Отечественной войны.
Согласно свидетельству о смерти серии III-AP №600178, выданному 05.06.2013г., [СКРЫТО] К.Г., 1925 года рождения, умер ....
Из материалов дела также следует, что [СКРЫТО] Г.Р., проживающая в д.Чураево ул. Демы д.7 Альшеевского района РБ, обратилась с заявлением на имя главы сельского поселения Кармышевский сельсовет Д.У. Шакурова о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий в связи с ветхостью жилья.
Распоряжением глава сельского поселения Кармышевский сельсовет Шакуровым Д.У №5 от 22.04.2013 года, на основании заявления вдовы участника ВОВ [СКРЫТО] Г.Р. для признания жилого помещения, принадлежащего вдове участника ВОВ [СКРЫТО] Г.Р. пригодным (непригодным) для проживания и принятия решения о признании этого помещения пригодным (непригодным) для проживания, создана комиссия в составе: председателя комиссии-главы сельского поселения Кармышевский сельсовет Шакурова Д.У., членов комиссии: главного архитектора MP Альшеевский район Абуталипова Ф.Я., начальника Альшеевского территориального участка БФ ГУН БТИ Марченко Г.А., главного государственного инспектора по пожарному надзору Альшеевского района РБ Нургалиева Р.Х., управляющей делами администрации СП Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ Салимовой Г.П., собственника жилого помещения [СКРЫТО] Г.Р.
В соответствии с актом обследования помещения № 01 от 16 мая 2013 года, жилой дом №7 по ул.Демы д. ... РБ признан пригодным для проживания, так как установлен физический износ дома на момент обследования 61%.
На основании указанного акта вынесено заключение №01 от 16.05.2013 года о признании жилого дома по ул.Демы д.7 д. Чураево Альшеевского района РБ пригодным для проживания.
Вместе с тем, согласно заключению ГУН институт «БашНИИстрой» №06/987 от 02.11.2013г. о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома №7 по ул. Дема ул.Чураево Альшеевского района РБ установлено что существующий фундамент не соответствует требованиям, предъявляемым к фундаментам капитальных сооружений, по глубине заложения, техническое состояние недопустимое; стены - техническое состояние ограничено работоспособное, перекрытие техническое состояние ограничено работоспособное, жесткость несущих конструкций крыши не обеспечена, что может привести к её обрушению, техническое состояние крыши недопустимое, кровля – техническое состояние ограничено работоспособное, полы - техническое состояние ограничено работоспособное, физический износ жилого дома составляет 69%. На основании результатов обследования в целом, по совокупности дефектов и повреждений, техническое состояние строительных конструкций жилого дома оценено, как недопустимое. Для дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома, необходимо: срочно выполнить ремонт стропильной системы крыши с обеспечением ее жесткости, заменить фундаменты и сгнившие венцы, отремонтировать полы, замерить кровлю, выполнить противопожарную и биологическую защиту деревянных конструкций, привести ограждающие конструкции дома в соответствии с современными требованиями по теплозащите. В связи со значительным физическим износом, большим объемом строительных конструкций подлежащих замене и восстановлению, величина стоимости капитального ремонта при данном техническом состоянии здания значительно превышает восстановительную стоимость здания. Следовательно, восстановление здания путем капитального ремонта экономически не целесообразно.
Судебная коллегия находит, что акт визуального обследования дома от 16.05.2013г. не содержит сведений о наличии соответствующего заключения, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В силу п. 43 вышеуказанного постановления Правительства РФ, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 приведенного выше постановления Правительства РФ установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в числе других определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Судебная коллегия находит, что состояние инженерных систем жилого дома межведомственной комиссией не исследовалось, оценка соответствия их требованиям действующего законодательства специалистами - членами комиссии не давалась, поскольку в акте осмотра данные факты не нашли своего отражения.
Таким образом, доказательства того, что обследование проведено в соответствии с приведенными выше требованиями и заключение межведомственной комиссии № 01 от 16.05.2013 в полной мере соответствует требованиям указанного Положения, отсутствуют.
Принимая решение об удовлетворении требований [СКРЫТО] Г.Р., суд первой инстанции не учел требования ч.1 ст. 258 ГПК РФ в соответствии с которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд вправе обязать соответствующий орган устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При этом, суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления и выносить решения, входящие в их компетенцию, а также предрешать существо принимаемого ими решения
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возложение обязанности на сельское поселение Карамышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях [СКРЫТО] Г.Р., преждевременным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необходимым данное решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования [СКРЫТО] Г.Р. к администрации СП Карамышевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан удовлетворить частично. Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ №1 от 16 мая 2013 года о признании жилого дома по адресу: РБ. Альшеевский район, д. ... Альшеевского района РБ пригодным для проживания. Возложить на Межведомственную комиссию, назначенную распоряжением главы СП Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ, обязанность по рассмотрению вопроса о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: РБ., Альшеевский район, д..., требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 11.02.2014 года отменить.
Вынести новое решение, которым исковые требования [СКРЫТО] Г.Р. к администрации СП Карамышевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ №1 от 16 мая 2013 года о признании жилого дома по адресу: РБ. Альшеевский район, д. ... Альшеевского района РБ пригодным для проживания.
Возложить на Межведомственную комиссию, назначенную распоряжением главы СП Кармышевский сельсовет MP Альшеевский район РБ, обязанность по рассмотрению вопроса о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: РБ., Альшеевский район, д..., требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий: Г.А. Михляева
Судьи: Н.Ю. Гонтарь
Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья ...