Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 23.05.2017 |
Дата решения | 19.06.2017 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Турумтаева Гульфия Яудатовна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 0cec60f5-2806-31db-8fc2-1d44b2b6fe88 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-11689/2017
19 июня 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Абдрахмановой Э.Я.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Сиразевой Н.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснения представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – Хафизовой А.Г., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] О.Р., Петрашева В.А. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма равнозначное ранее занимаемому жилому помещению. Требования мотивированы тем, что истцы на основании договора социального найма занимают трехкомнатную квартиру, общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: адрес. В жилом доме дата произошел пожар, в результате чего занимаемая истцами квартира пришла в непригодное для постоянного проживания состояние. На основании решения Межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Истцы просили предоставить им взамен непригодного для проживания равнозначное, благоустроенное жилое помещения по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2017 года суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] О.Р., Петрашевой В.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям равнозначное ранее занимаемому не менее трех комнат, общей площадью не менее ... кв.м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Хафизова А.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2017 года заблаговременно размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] О.Р. является нанимателем трехкомнатной квартиры общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: адрес. В указанном жилом помещении совместно с нанимателем зарегистрирована дочь Петрашева В.А.
На основании заключения межведомственной комиссии от дата жилой адрес Республики Башкортостан признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. ...).
Постановлением администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан дата №... спорное жилое помещение, признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. ...).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь ст. ст. 1, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, и жилое помещение взамен непригодного объекта недвижимости истцам не представлено.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В силу со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам, рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст.53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно п. 47 данного постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из п. 49 указанного постановления следует, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Однако, исходя из материалов дела, по данному дому распоряжение органа местного самоуправления с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических лиц не выносилось. На данное обстоятельство также ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе.
При рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости семьи истцов в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, в случае если до 01 января 2005 года (введения в действие ЖК РФ) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Между тем как установлено судом первой инстанции истцы на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят.
Доказательств подтверждающих постановку семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении либо нуждающихся в улучшении жилищных условий, объективную нуждаемость [СКРЫТО] О.Р. и членов ее семьи в жилом помещении и отнесение их к категории малоимущих граждан, в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено и суду апелляционной инстанции.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма.
В связи с этим у суда первой инстанции не имелось законных оснований для понуждения органа местного самоуправления к предоставлению истцам жилого помещения во внеочередном порядке.
В связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, выразившихся в неправильном истолковании закона, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (п. п. 1, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления [СКРЫТО] ФИО8, Петрашевой ФИО9 к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма равнозначное ранее занимаемому жилому помещению отказать.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
судьи Э.Я. Абдрахманова
Г.Я. Турумтаева