Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 23.05.2017 |
Дата решения | 05.06.2017 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Свистун Тамара Константиновна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b02f619d-6aee-30ce-b1fc-6af4ffb1b40e |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-11683/2017
г. Уфа 05 июня 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Свистун Т.К. и Фроловой Т.Е.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 сентября 2016г. по иску прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] 1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] ... обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту – Администрация города) о возложении обязанности предоставить [СКРЫТО] ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что [СКРЫТО] .... на основании распоряжения главы Администрации Ленинского района г. Уфы № 693-р от 25 декабря 2014г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения.
До настоящего времени Администрацией города ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права [СКРЫТО] ... который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 сентября 2016г. постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] 1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворены.
Данным решением постановлено обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] 1, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления, но не менее 14 кв.м.
В апелляционной жалобе Администрация города ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика Администрации города и третьих лиц – Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Государственного комитета по архитектуре и строительству Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Фахретдиновой ...., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, [СКРЫТО] 1, родился дата., его родители [СКРЫТО] ... и Казанцев ... лишены родительских прав в отношении сына на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2007г.
Постановлением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1249 от 16 апреля 2012г. опекуном [СКРЫТО] ... назначены лизарьев ..., [СКРЫТО] ...
Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25 декабря 2014г. №693-р [СКРЫТО] ... принят на учет для получения специализированного жилого помещения по категории «дети - сироты и дети» оставшиеся без попечения родителей».
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/029/2014-8398 от 18 ноября 2014г. отсутствует информация о правах [СКРЫТО] ... на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
По материалам дела установлено, что по достижении 18-летнего возраста жилье [СКРЫТО] ... Администрацией города не предоставлено.
Разрешая спор, и, удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] ... суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается статьёй 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьёй 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию города обязанность по восстановлению нарушенных прав [СКРЫТО] ... по обеспечению его жилым помещением. [СКРЫТО] ... обратившись в Администрацию Ленинского района г. Уфы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставив необходимые документы, реализовал свое право на обеспечение его жилым помещением. Распоряжением Администрации Ленинского района г. Уфы он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013г. № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у [СКРЫТО] ..., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия. [СКРЫТО] ..., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма, что сторонами не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы Администрации города о том, что органы местного самоуправления не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, не может повлечь отмену решения суда.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 19 указанного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитие указанных предписаний статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу пункта 8.4 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013г. № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц должна осуществляться Администрацией города за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, так как государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации города, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.
Таким образом, Администрация города является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, собранным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, оснований для ее удовлетворения судебной коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 сентября 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи Т.К. Свистун
Т.Е. Фролова
Справка: судья Муллахметова Л.А.