Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.05.2018 |
Дата решения | 20.06.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сафин Фаниль Фанзирович |
Результат | решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 9d2cf77b-0221-3513-8a40-e200e5f28bb7 |
Судья Фархутдинова Р.Ф. № 33-11339/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 20 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Субхангулова А.Н.,
при секретаре Исмагилове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 февраля 2018 года, которым постановлено:
иск прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» Республики Башкортостан об устранений нарушений законодательства о противодействии терроризму, нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан по устранению выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности в месте массового пребывания людей - автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан устранить следующие выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13:
1. в нарушение п/п. 22 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не оборудованы контрольно-пропускные пункты для досмотра граждан;
2. в нарушение п/п.26 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, зоны свободного доступа для граждан и автотранспорта не разграничены;
3. в нарушение п/п.27 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, на объекте не предусмотрено помещение для досмотра носителей сведений, составляющих государственную тайну;
4. в нарушение п/п.21 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не предусмотрены помещения для временного хранения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
5. отсутствует противопожарное заполнение в противопожарной преграде, отделяющее помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
6. в коридоре помещений касс ширина пути эвакуации при односторонним открывании двери заужается на половину ширины дверей, составляет менее 1 м (фактически 0,75 м.) (п. 6.27 СНиП 21.01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
7. на выходе из помещения касс в зал ожидания устроена лестница с числом ступеней менее 3-х (фактически 1) (п. 6.28* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, 4.3.4 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
8. в полу на путях эвакуации служебного коридора в диспетчерскую
допускается перепад высот менее 45 см и выступы (п. 6.28* СНиП 21-01-97*
Пожарная безопасность зданий и сооружений п. 4.3.3 СП 1.13130.2009
Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы).
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, нарушений требований пожарной безопасности.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Республики Башкортостан на основании поступившей информации из МВД по Республике Башкортостан о состоянии антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, включенных в реестр маршрутной сети перевозки болельщиков Кубка конфедераций по футболу FIFA 2017 года и чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года, проведена проверка в Государственном унитарном предприятии «Башавтотранс» Республики Башкортостан (далее -ГУП «Башавтотранс» РБ), в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
Проведенной в ГУП «Башавтотранс» РБ проверкой выявлены грубые нарушения требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением
2
Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года № 924 в части обеспечения антитеррористической защищенности автовокзала (Южного) г.Уфы, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13.
С учетом требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 установлены следующие нарушения транспортной безопасности:
В нарушение п/п. 22 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не оборудованы контрольно-пропускные пункты для досмотра граждан;
В нарушение п/п. 26 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, зоны свободного доступа для граждан и автотранспорта не разграничены;
В нарушение п/п. 27 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, на объекте не предусмотрено помещение для досмотра носителей сведений, составляющих государственную тайну;
В нарушение п/п. 21 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не предусмотрены помещения для временного хранения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности, а также выявленные нарушения требований антитеррористической укрепленности препятствуют обеспечению безопасности категорированных объектов транспортной инфраструктуры, создаёт условия для возможной организации и совершения террористических актов.
Кроме того, проведенной проверкой вскрыты следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Здание автовокзала не обеспечено исправным состоянием системы автоматической пожарной сигнализации при пожаре (неисправны шлейфы в соответствии с описью Прибор № 1: шлейф № 3 - аптека; шлейф № 5 - кассы; Прибор № 2: шлейф № 3 - дальний коридор, ларьки, кафе 1 этаж; шлейф № 8 -зал блинная 2 этаж (п.61 Постановления Правительства Российской Федерации №390 «О противопожарном режиме»);
В помещении поста охраны (пожарного поста) не организовано круглосуточное пребывание дежурного персонала (п. 3.69 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования);
Отсутствует противопожарное заполнение в противопожарной преграде, отделяющее помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
В коридоре помещений касс ширина пути эвакуации при одностороннем открывании двери заужается на половину ширины дверей, составляет менее 1 м (фактически 0,75 м.) (п. 6.27 СНиП 21.01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
На выходе из помещения касс в зал ожидания устроена лестница с числом % ступеней менее 3-х (фактически 1) (п. 6.28* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, 4.3.4 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы);
В полу на путях эвакуации служебного коридора в диспетчерскую допускается перепад высот менее 45 см и выступы (п. 6.28* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы).
Указанные нарушения требований о пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей в случае совершения террористического акта, а именно совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.
Учитывая, что автовокзал (Южный) г. Уфы ГУП «Башавторанс» РБ является объектом с массовым пребыванием граждан, в результате бездействия ГУП «Башавторанс» РБ по устранению вскрытых нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности нарушаются права граждан на безопасность.
В связи с чем, прокурор обратился в суд с иском и просил суд: признать незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан по устранению выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности в месте массового пребывания людей -автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан устранить выявленные вышеуказанные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13.
Определением суда от 27 февраля 2018 года производство по делу прекращено в части обязания ГУП «Башавтотранс» РБ устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, нарушений требований пожарной безопасности:
- п. 5 здание автовокзала не обеспечено исправным состоянием системы автоматической пожарной сигнализации при пожаре (неисправны шлейфы в соответствии с описью Прибор № 1: шлейф № 3 - аптека; шлейф № 5 - кассы; Прибор № 2: шлейф № 3 - дальний коридор, ларьки, кафе 1 этаж; шлейф № 8, представителем ответчика в судебное заседание представлены документы, свидетельствующие об устранении указанного пункта 5;
- п. 6 - в помещении поста охраны (пожарного поста) не организовано круглосуточное пребывание дежурного персонала (п. 3.69 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования), представителем ответчика в судебное заседание представлены документы, свидетельствующие об устранении указанного пункта 5.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что помещение № 115 согласно фактическому назначению является буфетом, а не кафе, в котором не имеются производственные цеха по приготовлению пищи и складские помещения Приготовленные продукты буфет получает из столовой, размещенной на втором этаже здания, которая отделена от зала противопожарной преградой. На буфет не распространяются требования п. 7.4 СНиП 21-01-97. Остальные 7 выявленных нарушений они в настоящий момент устранили в полном объеме. Просит прекратить производство по делу.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ГУП «Башавтотранс» РБ - Григорьева В.И., Светлакову А.А. поддержавших довода жалобы, прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ - Камалетдинову О.Р., заявившую об отказ от части исковых требований, и об оставлении решения без изменения в остальной части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин и условий, способствующих совершению
террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма.
Основными причинами, способствующими совершению
террористических актов и препятствующими минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, являются нарушения требований пожарной безопасности и инженерно-технической защищенности здания.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе, планировать и 1 осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования по антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ отражены в постановлении Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечении транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защите различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее Постановление № 924).
Указанное постановление является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик) (п. 5 Требований к автомобильному транспорту).
В соответствии с п. 2 Требований к автомобильному транспорту настоящий документ применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых на территории Российской Федерации и отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, подлежащим категорированию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поступившей информации из МВД по Республике Башкортостан о состоянии антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, включенных в реестр маршрутной сети перевозки болельщиков Кубка конфедераций по футболу FIFA 2017 года и чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка в ГУП «Башавтотранс» РБ, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
Проведенной в ГУП «Башавтотранс» РБ проверкой выявлены грубые нарушения требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 в части обеспечения антитеррористической защищенности автовокзала (Южного) г. Уфы, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13.
План обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Уфы (Южный) разработан на основании результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, проведенной специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности ООО «БТК» и утвержденных Федеральным дорожным агентством от 30.01.2014, исх. №10-29/1279. 04.07.2011 объекту присвоена 2 категория. Автовокзал включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за № АТА0001050.
Согласно вышеприведенным требованиям закона ГУП «Башавтотранс» РБ после вступления в силу постановления Правительства № 924 в течение месяца было обязано произвести дополнительную оценку уязвимости автовокзалов Южного.
Поскольку дополнительная оценка уязвимости автовокзала (Южного) г.Уфы с учетом Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не проведена, план обеспечения транспортной безопасности фактически отсутствует, так как является неактуальным. Изменения с учетом дополнительной оценки уязвимости в него не вносились. В Федеральное дорожное агентство план обеспечения транспортной безопасности с учетом изменений для утверждения не направлялся.
С учетом требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, прокуратурой Октябрьского района г. Уфы РБ установлены следующие нарушения транспортной безопасности:
В нарушение п/п. 22 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не оборудованы контрольно-пропускные пункты для досмотра граждан;
В нарушение п/п. 26 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, зоны свободного доступа для граждан и автотранспорта не разграничены;
В нарушение п/п. 27 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924, на объекте не предусмотрено помещение для досмотра носителей сведений, составляющих государственную тайну;
В нарушение п/п. 21 п. 6 Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не предусмотрены помещения для временного хранения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
По факту выявленных нарушений заместителем прокурора Республики Башкортостан в адрес и.о. генерального директора ГУП «Башавтотранс» РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
16.08.2017 года в прокуратуру Республики Башкортостан из ГУП «Башавтотранс» РБ поступил ответ, согласно которому в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности разработан и утвержден генеральным директором ГУП «Башавтотранс» РБ план мероприятий по транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов ГУП «Башавтотранс» на 2017-2018 г.г.
04.12.2017 года прокуратурой Октябрьского района г. Уфы во исполнение п.3.6. решения заседания коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от 19.10.2017 года проведена контрольная проверка автовокзала (Южного) г. Уфы ГУП «Башавторанс» РБ, в ходе которой установлено, что выявленные ранее нарушения требований законодательства не только не устранены, но и допущены новые нарушения.
Проведенной проверкой вскрыты следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Здание автовокзала не обеспечено исправным состоянием системы автоматической пожарной сигнализации при пожаре (неисправны шлейфы в соответствии с описью Прибор № 1: шлейф № 3 - аптека; шлейф № 5 - кассы; Прибор № 2: шлейф № 3 - дальний коридор, ларьки, кафе 1 этаж; шлейф № 8 -зал блинная 2 этаж (п.61 Постановления Правительства Российской Федерации №390 «О противопожарном режиме»);
В помещении поста охраны (пожарного поста) не организовано круглосуточное пребывание дежурного персонала (п. 3.69 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования).
Отсутствует противопожарное заполнение в противопожарной преграде, отделяющее помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
В коридоре помещений касс ширина пути эвакуации при одностороннем открывании двери заужается на половину ширины дверей, составляет менее 1 м (фактически 0,75 м.) (п. 6.27 СНиП 21.01-97* Пожарная безопасность зданий 1 и сооружений);
На выходе из помещения касс в зал ожидания устроена лестница с числом ступеней менее 3-х (фактически 1) (п. 6.28* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, 4.3.4 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
В полу на путях эвакуации служебного коридора в диспетчерскую допускается перепад высот менее 45 см и выступы (п. 6.28* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы).
Разрешая заявленные требования прокурора, суд исходил из того, что требования прокуратуры Республики Башкортостан изложенные в представлении об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности от 13 июля 2017 года, выданному ГУП «Башавтотранс» РБ за исключением п.5, п. 6 не устранены, и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Суд обязал ГУП «Башавтотранс» РБ устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13, указанные в исковом заявлении, за исключением п.5, п.6.
В суде апелляционной инстанции прокурором Октябрьского района г. Уфы РБ заявлен отказ от исковых требований в части обязания ГУП «Башавтотранс» РБ устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований безопасности в Южном автовокзале г. Уфы, заключающейся в отсутствии противопожарного заполнения в противопожарной преграде отделяющее помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений).
В соответствии с абзацем 4 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В силу положений части 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Это право принадлежит истцу и в том случае, когда заявление о защите нарушенных или оспоренных прав подается не им самим, а прокурором в его интересах. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39, часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В силу положений части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законом на территории Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления и приведенных норм материального права следует, что прокурор просит обязать ГУП «Башавтотранс» РБ устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований безопасности. Таким образом, иск фактически направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, судебной коллегией не может быть принят отказ прокурора от исковых требований в заявленной части.
Проверяя законность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части обязания ГУП «Башавтотранс» РБ устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований безопасности в Южном автовокзале г. Уфы, заключающейся в отсутствии противопожарного заполнения в противопожарной преграде отделяющее помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала, по следующим основаниям.
Как следует из технического паспорта автовокзала «Южный» данное помещение предназначено для размещения буфета, общей площадью 31,5 кв.м.
В соответствии с п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания..
В соответствии со ст. 32 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здание автовокзала относится к классу функциональной пожарной опасности ФЗ -здание организаций по обслуживанию населения, подклассу ФЗ.З - вокзалы.
Разделом 5.5. Свода правил 4.13130.2013 не установлено требование по отделению помещений класса функциональной пожарной опасности ФЗ.З от помещений подкласса Ф3.2 ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости или противопожарными преградами.
Согласно п. 5.5.2 Свода правил, размещаемых на объектах классов Ф3.1 и Ф3.2 помещения производственного, складского и технического назначения (кухни, пекарни, догототовочные, разделочные, кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке ит.п.), за исключением помещений категории В4 и Д, выделяются противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа, и отделять от зала для посетителей площадью 250 кв.м. и более противопожарными перегородками не ниже 1-го типа. Заполнение проемов для выдачи пищи и приема грязной посуды из зала для посетителей не нормируется.
Согласно пояснениям представителя ГУП «Башавтотранс» РБ помещение общественного питания, расположенное на первом этаже является буфетом, а не кафе, что подтверждается и техническим паспортом здания.
При проведении проверки не установлено наличие в указанном помещении, помещений производственного, складского и технического назначения (кухни, пекарни, догототовочные, разделочные, кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке и т.п.), оборудования, предназначенного для приготовления продукции.
Согласно информации по результатам обследования 13 июня 2018 года автовокзала «Южный», предоставленного государственным инспектором РБ по пожарному надзору Булгаковым Р.А., на момент обследования помещений буфета 1 этажа, наименование на входе «Кафетерий Ашхана Уфа» эксплуатировалось для выдачи пищи (продажи готовой продукции), производственного оборудования не выявлено.
При указанный обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения, которым в удовлетворении иска прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ об обязании ГУП «Башавтотранс» РБ устранить выявленное нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности в виде отсутствия противопожарного заполнения в противопожарной преграде, отделяющем помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала, отказать.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в случае выявления нарушений ГУП «Башавтотранс» РБ требований законодательства и использования помещения, предназначенного для размещения буфета, под кафе с наличием помещений производственного, складского и технического назначения, который должен отделяться от зала для посетителей противопожарными перегородками, прокурором может быть избран иной способ защиты интересов неопределенного круга лиц, путем внесения, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», представления об устранении нарушений закона - прекращении использования данного помещения в качестве кафе.
Довод апелляционной жалобы о прекращении производства по делу в связи с устранением выявленных недостатков, является необоснованным, поскольку остальные нарушения были устранены после вынесения обжалуемого решения, что не свидетельствует о незаконности судебного акта.
Согласно п. 2. ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 февраля 2018 года отменить в части обязания Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан устранить выявленное нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13, в виде отсутствия противопожарного заполнения в противопожарной преграде, отделяющем помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений).
В этой части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан об обязании Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан устранить выявленное нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности и требований пожарной безопасности в месте массового пребывания людей - автовокзале (Южном) г. Уфы, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, 13 в виде отсутствия противопожарного заполнения в противопожарной преграде, отделяющем помещение общественного питания (кафе) от помещения зала ожидания автовокзала на 1 этаже зала.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан, - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов