Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.08.2013 |
Дата решения | 12.09.2013 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 19a42822-2729-34d8-9395-677335a30199 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
12 сентября 2013 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего А.М. Габитовой
судей Т.Л. Анфиловой
И.В. Голубева
с участием прокурора А.Р. Сафина
при секретаре Л.М. Кабировой
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РБ Игтисамовой Л.З. на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] Р.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор адрес Республики Башкортостан, действующий в интересах [СКРЫТО] Р.Р., обратился в суд с исковым заявлением, с уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обосновании иска указал, что по обращению [СКРЫТО] Р.Р. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что [СКРЫТО] Р.Р., дата года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать [СКРЫТО] Р.Р. – [СКРЫТО] Г.М. умерла в дата году, отец [СКРЫТО] Р.Р. - [СКРЫТО] Р.М. лишен родительских прав в дата году. Постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ от дата №... утверждено заключение межведомственной комиссии администрации MP адрес РБ о признании жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, ранее закрепленное за [СКРЫТО] P.P., непригодным для проживания, также он не имеет жилого помещения в собственности. Постановлением Администрации муниципального района адрес РБ от дата Набиева Ф.М. назначена опекуном над несовершеннолетним [СКРЫТО] Р.Р. Постановлением главы администрации МР адрес РБ от дата [СКРЫТО] Р.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] Р.Р. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, установленным действующим законодательством.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РБ Игтисамовой Л.З. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом применены нормы права, не подлежащие применению, утратившие силу. До дата [СКРЫТО] Р.Р. свое право на обеспечение жилыми помещениями не реализовал, в связи с чем, ему должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что согласно подп. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 6.03.2012 г. регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом Законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Р.Р. родился дата в адрес. Отец [СКРЫТО] P.P. - [СКРЫТО] P.M. лишен родительских прав на основании решения Иглинского районного суда РБ от дата, мать [СКРЫТО] Г.М. умерла дата.
Установлено, что постановлением Администрации муниципального района адрес РБ от дата Набиева Ф.М. назначена опекуном над несовершеннолетним [СКРЫТО] Р.Р.
В соответствии со справками, предоставленными ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, [СКРЫТО] Р.Р. собственником объектов недвижимости не является.
Постановлением главы администрации МР адрес РБ от дата [СКРЫТО] Р.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно паспортных данных [СКРЫТО] Р.Р. с дата года зарегистрирована и проживает по адресу: адрес.
Постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ от дата №... утверждено заключение межведомственной комиссии администрации MP адрес РБ о признании жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, ранее закрепленное за [СКРЫТО] P.P., непригодным для проживания.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени [СКРЫТО] Р.Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом правильно установлено, что [СКРЫТО] Р.Р. имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией муниципального района адрес РБ за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района адрес РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с дата, [СКРЫТО] Р.Р. имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до дата, истец был включен в список, нуждающихся в жилых помещениях дата. Таким образом, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до дата.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах [СКРЫТО] Р.Р., к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов РБ Игтисамовой Л.З. – без удовлетворения.
Председательствующий Габитова А.М.
Судьи Анфилова Т.Л.
Голубева И.В.
Справка: судья Сафина Р.Р.