Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.08.2013 |
Дата решения | 12.09.2013 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | ff104876-3f8a-3178-b824-920f7545bcdb |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
12 сентября 2013 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего А.М. Габитовой
судей И.В. Голубевой
Т.Л. Анфиловой
с участием прокурора А.Р. Сафина
при секретаре Л.М. Кабировой
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РБ Игтисамовой Л.З. на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Ли Е.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор адрес Республики Башкортостан, действующий в интересах Ли Е.Р., обратился в суд с исковым заявлением, с уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обосновании иска указал, что по обращению Ли Е.Р. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Ли Е.Р., дата года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ли Е.Р. – Илькаева Г.Б. умерла в дата году, отец Ли Е.Р. - Ли Р.Н. лишен родительских прав в дата году. Жилое помещение за Ли Е.Р. не закреплено, также она не имеет жилого помещения в собственности. Постановлением Администрации муниципального района адрес РБ от дата Бикташев Б.Б. назначен опекуном над несовершеннолетней Ли Е.Р. Постановлением главы администрации МР адрес РБ от дата Ли Е.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Ли Е.Р. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, установленным действующим законодательством.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РБ Игтисамовой Л.З. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом применены нормы права не подлежащие применению, утратившие силу. До дата Ли Е.Р. свое право на обеспечение жилыми помещениями не реализовала, в связи с чем ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что согласно подп. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 6.03.2012 г. регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом Законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Ли Е.Р. родилась дата в адрес, в графе «отец» указан «Ли Р.Н.», а в графе «мать» указана «Илькаева Г.Б.», что подтверждается копией свидетельства о рождении.
Установлено, что мать Ли Е.Р. - Илькаева Г.Б. умерла дата, отец Ли Е.Р. – Ли Р.Н. лишен в отношении нее родительских прав решением Иглинского районного суда от дата.
Установлено, что постановлением Администрации муниципального района адрес РБ от дата Бикташев Б.Б. назначен опекуном над несовершеннолетней Ли Е.Р.
В соответствии со справками, предоставленными ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Ли Е.Р. собственником объектов недвижимости не является.
Постановлением главы администрации МР адрес РБ от дата Ли Е.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно паспортных данных Ли Е.Р. с дата года зарегистрирована и проживает по адресу: адрес.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Ли Е.Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом правильно установлено, что Ли Е.Р. имеет право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией муниципального района адрес РБ за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района адрес РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с 01 января 2013 года, Ли Е.Р. имеет право на обеспечение её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, истец была включена в список, нуждающихся в жилых помещениях дата. Таким образом, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до 01 января 2013 года.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах Ли Е.Р., к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов РБ Игтисамовой Л.З. – без удовлетворения.
Председательствующий Габитова А.М.
Судьи Голубева И.В.
Анфилова Т.Л.
Справка: судья Сафина Р.Р.