Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 31.08.2017 |
Дата решения | 06.09.2017 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 15.15.12 |
Судья | Рахматуллина Айгуль Мансуровна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 086acdda-b5a5-35ae-ad6e-39ae799d0d3c |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 06 сентября 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Сивковой А.И.,
с участием представителя Управления Федерального казначейства по Республики Башкортостан Хуснуллина В.Т. по доверенности от 31 января 2017 года,
рассмотрев жалобу защитника Ишимова Р.Ф., поданную в интересах генерального директора АО «...» [СКРЫТО] Р.А., на решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года, которым
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Имаевой Л.А. №22-09/45 от 21 октября 2016 года о привлечении генерального директора акционерного общества «...» [СКРЫТО] ФИО9 к административной ответственности по статье 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) оставлено без изменения, жалоба защитника Кариповой Э.И. без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – Управление) Имаевой Л.А. №22-09/45 от 21 октября 2016 года генеральный директор Акционерного общества «...» (далее – АО «...», общество) [СКРЫТО] Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований п.1 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», выразившееся в том, что полученные АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета бюджетные средства размещены [СКРЫТО] Р.А. по договору №25541-04-15-09 от 07 апреля 2015 года платежным поручением № 17 от 07 апреля 2015 года за его подписью с расчетного счета № 40702810416240001655 АО «...» в сумме 649 000 000 рублей на 34 календарных дней на банковском депозите Приволжского филиала ПАО «Промсвязьбанк», полученные дополнительные доходы в учете АО «...» отражены как внереализационные собственные доходы.
Не соглашаясь с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Имаевой Л.А. №22-09/45 от 21 октября 2016 года, защитник [СКРЫТО] Р.А. - Карипова Э.И., действующая на основании доверенности, обжаловала его в суд, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях [СКРЫТО] Р.А. состава административного правонарушения.
Судьей Салаватского городского суда Республики Башкортостан принято указанное обжалуемое решение от 17 мая 2017 года.
Не соглашаясь с решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года, в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой обратился защитник Ишимов Р.Ф., предлагая его отменить, вынести решение об отмене постановления должностного лица №22-09/45 от 21 октября 2016 года, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания генерального директора АО «...» [СКРЫТО] Р.А., его защитника, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Республики Башкортостан Хуснуллина В.Т. не согласившегося с доводами жалобы, нахожу ее подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) на 2016 год и Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 14 июля 2016 года № 224 «О назначении выездной проверки», проведена выездная проверка использования средств, предоставленных АО «...» из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства специального ракетного топлива.
В ходе проверки установлен факт размещения АО ...» на банковском депозите денежных средств в размере ... рублей из средств федерального бюджета, полученных по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций № 01-05/698 от 25 декабря 2013 года, и средств, полученных в качестве процентов по соответствующим договорам банковского депозита, которые перечислены АО «...» в Приволжский филиал ПАО «Промсвязьбанк» на депозитный счет.
Размещение средств федерального бюджета произведено по договору №25541-04-15-09 от 07 апреля 2015 года платежным поручением № 17 от 07 апреля 2015 года с расчетного счета № №... АО «СХЗ» на сумму ... рублей сроком на 34 календарных дня (л.д.116,117).
На договоре №25541-04-15-09 от 07 апреля 2015 года срочного депозита значится подпись генерального директора АО «...» [СКРЫТО] Р.А.
На платежном поручении на размещение денежных средств в депозит №17 от 07 апреля 2015 года имеется отметка, что электронный документ принят по системе дистанционного банковского обслуживания, подписан электронной подписью, а также имеется отметка банка, что указанное поручение банком исполнено 07 апреля 2015 года.
Должностное лицо Управления, привлекая [СКРЫТО] Р.А. к административной ответственности по статье 15.15.12 КоАП РФ, исходит из того, что предоставленные Российской Федерацией на основании договоров между главным распорядителем средств федерального бюджета - Минэнерго и АО «...», Федеральным космическим агентством (далее – Роскосмос) и АО «... заключенными в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные инвестиции в силу статей 6, 10, 13, 69 Бюджетного кодекса РФ являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, предоставленными на реконструкцию производства специального ракетного топлива в 2013-2015 годах, в силу чего АО «...» является фактически получателем бюджетных средств и исполнителем федерального бюджета, использовало их и отчитывалось за них. Самостоятельным размещением обществом целевых бюджетных инвестиций на депозитном счете банка нарушены требования п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года №1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах», п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», которыми предусмотрен запрет на размещение целевых бюджетных средств в банковские депозиты, а также иные финансовые инструменты для получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета, размещение целевых бюджетных средств в банковские депозиты разрешено только Федеральному казначейству.
С выводом судьи первой инстанции о законности и обоснованности постановления должностного лица Управления о назначении наказания в отношении [СКРЫТО] Р.А. нельзя не согласиться в виду следующего.
Статьей 15.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.
Запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах установлен п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), действующего на момент правонарушения, согласно которому размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.
В силу п. 2 ст. 236 БК РФ порядок размещения средств федерального бюджета на депозитных счетах определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, согласно которым размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях осуществляется только Федеральным казначейством и в случае их соответствия требованиям, установленным Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году операции с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными ч. 1 ст.5 Федерального закона (далее - целевые средства), осуществляются при условии запрета размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.
В соответствии с федеральными законами от 03 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 02 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», от 01 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» АО «...» предоставлены средства федерального бюджета по договорам, в том числе: в лице Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго) по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от 25 декабря 2013 года №01-05/698; в лице Роскосмоса по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25 ноября 2014 года №997-БИ01/14/363 и от 08 декабря 2015 года №997-БИ01/15/318 в виде бюджетных инвестиций всего на сумму ...
Договоры заключены в соответствии со статьей 80 БК РФ.
Предметом договоров, в том числе договора от 25 декабря 2013 года №01-05/698, является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО «...» бюджетных инвестиций на условиях, установленными указанными договорами.
Из договора от 25 декабря 2013 года №01-05/698 следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «... носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - реализацию инвестиционного проекта «...» (л.д.57-62).
Согласно п. 2.5 договора, условиями предоставления ...» бюджетных инвестиций являются:
- денежные средства, полученные АО «...» в соответствии с настоящим договором в счет оплаты акций, направляются АО «... на финансирование работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, которые производятся в соответствии с соглашением о предоставлении в 2013 году средств федерального бюджета на реализацию проекта реконструкции производства специального ракетного топлива, заключенным между ... и АО «...».
Пунктом 1 ст. 80 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 80 БК РФ, Минэнерго и АО «...» заключали договор о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в 2013 году, в свою очередь, Роскосмос и АО «СХЗ» также заключали ежегодные соглашения в 2014-2015 гг., о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива.
Так, по соглашению от 23 декабря №13/0402.3400235.450/06/276 (далее - Соглашение) предметом соглашения является осуществление совместных действий Минэнерго и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в соответствии с приложением № 1 к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минэнерго в сумме не более ... рублей.
Приложением №... к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, финансируемых в 2014-2016 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме ... рублей.
Согласно подпункту 2.2.2 Соглашения, АО «...» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 941, а также в соответствии с подпунктом 2.2.4. Соглашения, с подпунктом 3.2.14 Договора, АО «...» предоставляет в Минэнерго отчетность об использовании бюджетных инвестиций.
В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:
целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);
порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.
В силу ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии со ст. 69 БК РФ бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований.
При этом согласно части 2 ст. 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.
В силу ст. 80 БК РФ АО «...» фактически является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашению, заключенными с главным распорядителем - средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции –Минэнерго.
В силу ст. 152 БК РФ получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса.
Об участии АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование п. 5 ст. 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «...» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.
В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 2013 году от 25 декабря 2013 года № 01-05/698 и Соглашении от 23 декабря 2013 года №13/0402.3400235.450/06/276 о предоставлении бюджетных инвестиций АО «...» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет (л.д. 69-72).
Следовательно, материалами дела установлено, что АО «...» является получателем бюджетных инвестиций, которые в силу ст. 6 БК РФ являются бюджетными средствами, направленными на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного имущества, является исполнителем федерального бюджета, использовало бюджетные средства и отчитывалось за них. При предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции на такое юридическое лицо ст. 236 БК РФ, в том числе в редакции, действующей на момент правонарушения, возлагается запрет на размещение целевых бюджетных средств в банковские депозиты, а также иные финансовые инструменты для получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета. Размещение целевых бюджетных средств в рассматриваемом случае в банковские депозиты разрешено только Федеральному казначейству.
Действия, связанные с самостоятельным размещением обществом целевых бюджетных инвестиций на депозитном счете банка, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на письмо Министерства финансов РФ от 25 января 2016 года № 02-04-11/2830, не являющееся нормативным правовым актом, не ставит под сомнение вывод судьи первой инстанции о законности и обоснованности постановления должностного лица Управления № 22-09/45 от 21 октября 2016 года в отношении [СКРЫТО] Р.А.
Вывод судьи первой инстанции о том, что руководитель АО «...» [СКРЫТО] Р.А. является субъектом ответственности за вменяемое правонарушение, основан на материалах дела и законе.
В соответствии с приказом АО «...» о вступлении в должность генерального директора от 01 ноября 2012 года № 1 [СКРЫТО] ФИО10 вступил в должность генерального директора АО «...» с 01 ноября 2012 года, с ним заключен трудовой договор 31 октября 2012 года № б/н по 30 октября 2017 года (л.д.112).
В соответствии с п. 1.7 трудового договора генеральный директор несет персональную ответственность за деятельность АО «...».
В соответствии с п. 2.1 трудового договора генеральный директор в соответствии с действующим законодательством и Уставом АО «...» организует ведение бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и составления отчетности АО «СХЗ», выполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его текущей деятельности.
В целом доводы жалобы не содержат каких-либо новых аргументов, которые не были бы предметом исследования и оценки судьи городского суда или опровергали бы выводы судебного решения, они направлены на иное толкование закона, переоценку выводов судьи и доказательств по делу, а потому подлежат отклонению как несостоятельные. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в постановлении мнением судьи, основанием для отмены обжалуемого постановления не является.
Порядок привлечения к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен 05 сентября 2016 года в отсутствие [СКРЫТО] Р.А., извещенного надлежащим образом уведомлением, полученным им лично 29 августа 2016 года (л.д.102).
Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена в отсутствие [СКРЫТО] Р.А., извещенного надлежащим образом (л.д. 203), что не оспаривается.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица органа надзора и решения судьи первой инстанции, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Имаевой Л.А. №22-09/45 от 21 октября 2016 года и решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «...» [СКРЫТО] ФИО12 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка
судья Салимов И.М.
дело № 33А-21-1288/2017