Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.02.2019 |
Дата решения | 18.02.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 7.3 ч.1 |
Судья | Соболева Гульнара Булатовна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 6f53725b-f542-3def-96c4-3f2fac8f7b1f |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 33А-21-118/2019
г. Уфа 18 февраля 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Комстрой» [СКРЫТО] ФИО17 на решение судьи Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2019 года, которым
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 № М04/190-2018 от 27 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Комстрой» [СКРЫТО] ФИО18, оставлено без изменения, жалоба [СКРЫТО] И.В. – без удовлетворения,
у с т а н о в и л а:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 № М04/190-2018 от 27 сентября 2018 года директор Общества с ограниченной ответственностью «Комстрой» (далее ООО «Комстрой») [СКРЫТО] И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Судьей Благовещенского районного суда Республики Башкортостан 18 января 2019 года по жалобе [СКРЫТО] И.В. вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 № М04/190-2018 от 27 сентября 2018 года и решением судьи Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2019 года, [СКРЫТО] И.В. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указывает, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права, имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании защитник [СКРЫТО] И.В. Нигматзянова Е.В. доводы жалобы полностью поддержала.
Представители Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Мифтахов Р.А. и Халимова С.И. в судебном заседании доводы жалобы считали необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как указано в преамбуле к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В ст. 9 Закона о недрах установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статья 6 Закона о недрах в качестве одного из видов пользования недрами указывает добычу полезных ископаемых.
В п. 6.1 ст. 3 Закона о недрах указано, что к общераспространенным полезным ископаемым отнесены полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2003 года № 570-р/23/522 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 января 2004 года, регистрационный номер № 5513), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленностях, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц) относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Материалами дела установлено, что сотрудниками ОМВД России по Благовещенскому району 17 августа 2018 года с выездом на место установлено, что в адрес адрес) МР адрес на адрес осуществляется пользование недрами, выразившееся в добыче общераспространенного полезного ископаемого - известняка (строительного камня).
На момент осмотра зафиксировано, что на указанном участке для добычи общераспространенного полезного ископаемого (известняков) использованы экскаваторы марки ... с государственным регистрационным номером №..., ... без государственного регистрационного номера. ... без государственного регистрационного номера. Также на указанном участке работали 2 погрузчика: ... с государственным регистрационным знаком №... №... и ... с государственным регистрационным знаком №.... Данная информация подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 17 августа 2018 года.
Часть добытого материала погружалась в грузовые автомобили марки ..., которыми осуществлялся дальнейший вывоз строительного камня для отсыпки дороги. Данная информация подтверждается объяснениями водителей грузовых машин и экскаваторов, участвовавших в добыче и перевозке добытого строительного грунта.
Вывоз добытого материала осуществляли на машинах со следующими регистрационными номерами: №...), №...
На момент осмотра указанными автотранспортными средствами управляли следующие водители: ФИО6 - №... ФИО11 - №...; ФИО7 - №...; ФИО8 - У №... 102; ФИО9 - №...
Указанные водители при опросе пояснили, что работают в ООО «Комстрой». Находятся на данном объекте по указанию руководителя [СКРЫТО] И.В., который направил их на данный объект с целью добычи и перевозки строительного грунта на объект по ремонту автодороги в адрес РБ. ООО «Комстрой» работы по вывозу добытого материала на отсыпку дороги велись с 15 августа 2018 года.
На момент осмотра экскаватором управлял ФИО10, который работает в ООО «Комстрой» с 2014 года. Он пояснил, что непосредственно он осуществлял добычу и погрузку на указанном карьере с 16 августа 2018 года, добытый материал вывозился грузовыми автомобилями в сторону адрес для отсыпки дороги. Данная информация подтверждается объяснением от 17 августа 2018 года.
Экскаватор ... с государственным регистрационным
номером №..., который находился на карьере, согласно Договора аренды транспортного средства от 10 января 2018 года №... арендован ООО «Комстрой» у ООО «...».
Информация о том, что водители ФИО6, ФИО11, ФИО7, ФИО12, ФИО9, управлявшие автотранспортными средствами с государственными регистрационными номерами С №..., а также машинист экскаватора ФИО10, управлявший экскаватором с государственным регистрационным номером №..., которыми осуществлялась добыча и перевозка добытого материала, являются сотрудниками юридического лица, подтверждается приказами (распоряжениями) о приеме работников на работу ООО «Комстрой»:
приказ (распоряжение) от дата №...П - о приеме на работу ФИО6 (трудовой договор №... от дата),
приказ (распоряжение) от дата №...П - о приеме на работу ФИО10 (трудовой договор №... от дата),
приказ (распоряжение) от дата №...П - о приеме на работу ФИО11 (трудовой договор №... от дата),
приказ (распоряжение) от дата №...П - о приеме на работу ФИО7 (трудовой договор №... от дата),
приказ (распоряжение) от дата №...П - о приеме на работу ФИО8 (трудовой договор №... от дата),
приказ (распоряжение) от дата №...П - о приеме на работу ФИО9 (трудовой договор №... от дата).
Исходя из вышеизложенного, техника, участвовавшая в осуществлении незаконной добычи известняка адрес адрес) МР адрес РБ на адрес месторождении и перевозке добытого материала 17 августа 2018 года находилась в распоряжении ООО «Комстрой». Фактическое управление данными автотранспортными средствами осуществляли сотрудники ООО «Комстрой». Добычные работы организованы и проводились по указанию директора ООО «Комстрой» [СКРЫТО] И.В. Следовательно, вся работа велась сотрудниками и техникой от имени юридического лица - ООО «Комстрой».
Имеющиеся доказательства по данному административному производству и все обстоятельства дела свидетельствуют о том, что именно ООО «Комстрой» самовольно начаты и в период времени с 15 по 17 августа 2018 года проводились работы по добыче известняка в адрес адрес) МР адрес РБ на адрес в отсутствии разрешающих документов.
В соответствии с реестром недропользователей, имеющих лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых по состоянию на дата, у ООО «Комстрой» отсутствует лицензия на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых в адрес адрес) МР адрес.
ООО «Комстрой» осуществляло добычу общераспространённого полезного ископаемого (песчано-гравийная смесь) в отсутствие разрешительной документации-лицензии на право пользования недрами.
По данному факту в отношении директора ООО «Комстрой» [СКРЫТО] И.В. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Факт совершения директором ООО «Комстрой» [СКРЫТО] И.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: сообщением от дата (л.д.61); рапортом начальника ОЭБ и ПК ОМВД России по адрес ФИО13 (л.д.62); рапортом оперативного дежурного Отдела МВД России по адрес ФИО14 от дата (л.д.63); протоколом осмотра места происшествия от дата (л.д.64-68); письменным объяснением ФИО10 от дата (л.д.69-70); письменным объяснением ФИО6 от дата (л.д.71); письменным объяснением ФИО11 от дата (л.д.74-75); письменным объяснением ФИО9 от дата (л.д.80-81); письменным объяснением ФИО7 от дата (л.д.82-83); письменным объяснением ФИО8 от дата (л.д.84-85); фототаблицей (л.д.86-95); письменным объяснением ФИО1 от дата (л.д.98-99); копией договора подряда от дата (л.д.100-110); копиями приказов о приеме на работу и трудовых договоров (л.д.117-127); копиями паспортов транспортных средств (л.д.128-139); договором аренды транспортного средства от дата и актом приема-передачи (л.д. 140-146) и иными материалами дела.
Данные доказательства являются достоверными и допустимыми, никаких сомнений не вызывают, поскольку получены в соответствии с требованиями закона.
Анализ приведенных документов свидетельствует о том, что ООО «Комстрой» не имеет лицензии на пользование недрами и не является недропользователем.
В силу ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
[СКРЫТО] И.В., как директор общества, в силу своего должностного положения несет ответственность за соблюдение обществом законодательства в области использования и охраны недр, доказательств принятия [СКРЫТО] И.В. всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных правил и норм не представлено, что свидетельствует о наличии вины указанного должностного лица во вменяемом административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что ООО «Комстрой» является организацией,
занимающейся строительством автодорог и работы по добыче полезных
ископаемых не может производить, является несостоятельным и не является
основанием для отмены постановления. Отсутствие техники у ООО «Комстрой», необходимой для добычи и дробления известняка, не отменяет возможность произведения работ по незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых ООО «Комстрой» с привлечением необходимой техники у сторонних организаций.
ООО «Комстрой» производились работы согласно договора подряда №... от 31 июля 2018 года с Казенным предприятием Республики Башкортостан «...». Следовательно, для соблюдения договорных отношений ООО «Комстрой» осуществляло незаконную добычу общераспространенного полезного ископаемого - известняка в адрес адрес) МР адрес. Каких либо договорных отношений с ООО «...» на добычу известняка с указанного участка у ООО «Комстрой» не было.
Устная договоренность ООО «Комстрой» с ООО «...» о вывозе известняка с карьера ничем не подтверждается.
Выполняемая ООО «Комстрой» работа в части строительства дорог подчеркивает необходимость использования общераспространенных полезных ископаемых при осуществлении основной деятельности Общества.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции. Приведенные доводы не опровергают наличие в действиях директора ООО «Комстрой» [СКРЫТО] И.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Постановление о привлечении директора ООО «Комстрой» [СКРЫТО] И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание директору ООО «Комстрой» [СКРЫТО] И.В. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного решения, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 № М04/190-2018 от 27 сентября 2018 года и решение судьи Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Комстрой» [СКРЫТО] ФИО19 оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Вагапов З.А.