Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 31.10.2017 |
Дата решения | 31.10.2017 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 18.8 ч.1.1 |
Судья | Шарафутдинова Салия Исламовна |
Результат | Изменено |
Судебное решение | Есть |
ID | 9ed7f1c6-8285-3721-95ec-2cec6955f9ee |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
31 октября 2017 года г. Уфа
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Абдуллине Р.В.,
в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных о времени и месте судебного заседания согласно расписок и телефонограммы (л.д. 31-33),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Абдрахманова Ф.Р. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 24 октября 2017 года, которым:
гражданин Республики ... [СКРЫТО] ...,
дата года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Гурьевская, 41В,
У С Т А Н О В И Л А:
24 октября 2017 года судья Ленинского районного суда г. Уфы вынес вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан,
защитник Абдрахманов Ф.Р. выражает несогласие с постановлением судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 24 октября 2017 года в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, со ссылкой на необходимость принятия во внимание его международного права на уважение личной и семейной жизни.
[СКРЫТО] Б.Ш., защитник Абдрахманов Ф.Р. и представитель полиции о времени и месте проведения судебного пересмотра извещены своевременно, надлежащим образом (л.д. 31-33).
Глава 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, не содержит требования, согласно которому присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу по его жалобе в вышестоящем суде, если ему назначено наказание в виде административного ареста или выдворения, являлось бы обязательным.
При данных обстоятельствах нахожу возможным провести судебный пересмотр в отсутствие [СКРЫТО] Б.Ш., защитника Абдрахманова Ф.Р. и представителя полиции, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Поступило ходатайство ... от 31 октября 2017 года о предоставлении [СКРЫТО] Б.Ш. возможности лично подать жалобу на судебный акт. Данное ходатайство подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку ... не является участником производства по настоящему делу об административном правонарушении, [СКРЫТО] Б.Ш. по своему усмотрению реализовал право обжалования через защитника Абдрахманова Ф.Р., кроме того, в силу ч. 3 ст. 30.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление об административном выдворении подлежит оперативному рассмотрению, если лицо, привлеченное к административной ответственности, подлежит административному выдворению.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Из материалов дела следует и судьей районного суда установлено следующее.
дата в 13 час. 30 мин. при проведении проверочного мероприятия по адресу: адрес, выявлено, что гражданин Республики ... [СКРЫТО] Б.Ш., уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (регистрация на территории Российской Федерации было до 16 января 2016 года), тем самым нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от
25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, [СКРЫТО] Б.Ш. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения [СКРЫТО] Б.Ш. к административной ответственности по настоящему делу не установлено.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из жалобы и приложенных к ней документов следует, что [СКРЫТО] Б.Ш. является уроженцем г. Владивосток (л.д. 27), в г. Стерлитамак Республики Башкортостан проживает его сын ФИО5, дата года рождения, который является гражданином Российской Федерации (л.д. 30).
Согласно материалам дела [СКРЫТО] Б.Ш. изначально законно въехал на территорию Российской Федерации и имел разрешение на временное проживание иностранного гражданина (л.д. 6).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от
15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права [СКРЫТО] Б.Ш. на уважение личной и семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от
17 января 2013 года № 1-П и др.).
[СКРЫТО] Б.Ш., является уроженцем г. Владивосток, имеет преклонный возраст (... года), по делу не имеется обстоятельств, отягчающих его вину, в деле отсутствуют какие-либо сведения о том, что его нахождение на территории Российской Федерации может представлять угрозу национальной безопасности и экономическому благосостоянию страны.
С учетом конкретных обстоятельств, в том числе, отсутствие сведений о том, что [СКРЫТО] Б.Ш. ранее на территории Российской Федерации привлекался к уголовной или административной ответственности, назначение [СКРЫТО] Б.Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо предоставить [СКРЫТО] Б.Ш. возможность оперативно принять предусмотренные миграционным законодательством меры для легализации своего пребывания на территории Российской Федерации с целью общения с сыном ФИО5, дата года рождения, который является гражданином Российской Федерации (л.д. 30).
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 24 октября 2017 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение [СКРЫТО] Б.Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
Р Е Ш И Л А:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 24 октября 2017 года, вынесенное в отношении гражданина Республики ... [СКРЫТО] ..., дата года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение [СКРЫТО] ... административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения
[СКРЫТО] Б.Ш. в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Башкортостан – отменить.
Освободить [СКРЫТО] ... от содержания в Центре временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Башкортостан, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Гурьевская, 41в, или в ином специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.
В остальной части данное судебное постановление оставить без изменения.
Жалобу защитника Абдрахманова Ф.Р. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Харламов Д.А.
дело № 12-915/2017