Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.10.2018 |
Дата решения | 03.10.2018 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 18.8 ч.1.1 |
Судья | Соболева Гульнара Булатовна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | b9c372e5-fe35-335d-8249-a751eeecff27 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
№ 33 А-12/788/2018
03 октября 2018 года г. Уфа, ул. Матросова,1
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу [СКРЫТО] ФИО9 на постановление судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2018 года, которым
гражданин Республики ... [СКРЫТО] ФИО10, дата года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации, с помещением в специальное учреждение для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гурьевская, д. 41В,
установила:
19 сентября 2018 года временно исполняющим обязанности начальника ОВМ Отдела МВД России по адрес ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Республики ... [СКРЫТО] А.М. по факту его нахождения на территории Российской Федерации с нарушением установленного режима пребывания (проживания).
Материалы переданы на рассмотрение в Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан, судьей которого вынесено вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан,
[СКРЫТО] А.М. просит постановление судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2018 года изменить в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование указал, что исполнение данного вида административного наказания повлечет нарушение его права на уважение семейной жизни, так как на территории Российской Федерации проживает его гражданская супруга и малолетний ребенок, которые являются гражданами Российской Федерации.
В судебном заседании защитник [СКРЫТО] А.М. Галимуллин А.Ш. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Временно исполняющий обязанности начальника ОВМ Отдела МВД России по адрес ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными, пояснил, что [СКРЫТО] А.М. длительное время находится на территории Российской Федерации в отсутствие законных оснований, срок действия паспорта гражданина Республики ... у него истек в 2017 году, неоднократно привлекался как водитель транспортного средства к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.
Выслушав явившихся лиц, ФИО5 пояснившую, что является матерью ребенка [СКРЫТО] А.М., и просившую назначить административное наказание без выдворения из РФ, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
Согласно статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19 сентября 2018 года в 10 часов 30 минут по адресу: адресБ, был выявлен гражданин Республики ... [СКРЫТО] А.М. В ходе проверки было установлено, что [СКРЫТО] А.М. не имеет документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, уклоняется от выезда из Российской Федерации по окончании определенного срока пребывания, который истек 04 августа 2014 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от дата (л.д.2); рапортом ИДПС группы ДПС ОГИБДД ОМВД России по адрес ФИО6 от дата (л.д. 6); копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.5 КоАП РФ от дата в отношении ФИО1 (л.д. 4); объяснением ФИО1 от дата (л.д. 5-7); копией водительского удостоверения (л.д.8); сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 9-15); списком административных правонарушений (л.д. 16-19).
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Совершенное [СКРЫТО] А.М. административное правонарушение правильно квалифицировано по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено [СКРЫТО] А.М. необоснованно и влечет нарушение права на уважение семейной жизни, поскольку на территории Российской Федерации проживает его гражданская супруга - гражданка Российской Федерации и их малолетний ребенок, повлечь изменение состоявшегося по делу постановления не могут.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 года по делу «Гюль (Gul) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 года по делу «Киютин (Kiutin) против России», § 53 и др.).
Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу «Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 года по делу «Бугханеми (Boughanemi) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 года по делу «Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции», § 39; от 18 октября 2006 года по делу «Юнер (Uner) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007 года по делу «Лю и Лю (Liu and Liu) против России», § 49; решение от 09 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов (Andrey Shebashov) против Латвии» и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении [СКРЫТО] А.М. административного наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ судьей Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан были соблюдены.
В установленном законом порядке брак [СКРЫТО] А.М. и ФИО5 не зарегистрирован, доказательств ведения совместного хозяйства не представлено, со дня рождения ребенка - с дата отцовство на ребенка не оформлено, в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» стоит прочерк.
[СКРЫТО] А.М. незаконно пребывал на территории Российской Федерации длительное время (с августа 2014 года), надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не принял, официально не был трудоустроен, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
Более того, [СКРЫТО] А.М. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к [СКРЫТО] А.М. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Порядок привлечения к административной ответственности [СКРЫТО] А.М. не нарушен.
При составлении протокола об административном правонарушении [СКРЫТО] А.М. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ (л.д. 2).
Дело рассмотрено в суде первой инстанции в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица.
Постановление о привлечении [СКРЫТО] А.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] ФИО11 оставить без изменения, его жалобу– без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Корнилова А.Р.