Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 07.02.2019 |
Дата решения | 21.02.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 19.20 ч.3 |
Судья | Рахматуллина Айгуль Мансуровна |
Результат | Изменено |
Судебное решение | Есть |
ID | 428a2283-a5c9-3b9b-9c54-f1c742fc5ed7 |
ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
г. Уфа 21 февраля 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,
с участием: защитника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница Гамоненко Т.Н.,
рассмотрев жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница Кустова Е.В. и защитника Гамоненко Т.Н. на постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2018 года, которым:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л А:
протоколом об административном правонарушении главного специалиста-эксперта отдела контроля деятельности медицинских организаций Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан (далее – Территориальный орган Росздравнадзора по РБ) ФИО8. № 251/18 от 24 октября 2018 года в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница (далее – ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ) с участием законного представителя – главного врача Кустова Е.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 4 – 15, т. 1).
Судьей Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан 28 декабря 2018 года вынесено вышеприведенное постановление (л.д. 36 – 53, т. 2).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, главный врач ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ Кустов Е.В. и защитник Гамоненко Т.Н. выражают несогласие с вынесенным постановлением суда от 28 декабря 2018 года, считая его незаконным и необоснованным, просят отменить, производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 62 – 68, 105 – 111, т. 2).
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы главный врач Кустов Е.В., от которого поступило заявление о рассмотрении дела без его участия и должностное лицо, составившее протокол, от которого каких-либо заявлений не поступало, в судебное заседание не явились, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившегося защитника Гамоненко Т.Н., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с подп. «б» п. 5 которого лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также в числе прочего соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения плановой выездной проверки на основании приказов руководителя Территориального органа Росздравнадзора по РБ от 28 августа 2018 года № П03-413м/18, от 28 сентября 2018 года № П03-490м/18 в период времени с 18 сентября 2018 года по 24 октября 2018 года выявлен факт осуществления ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно порядка оказания медицинской помощи больным в отделениях и в станции скорой специализированной медицинской помощи, стандартов оснащения соответствующих отделений, требований к комплектации лекарственных препаратов и медицинских изделий, не соблюдение порядка хранения лекарств и наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отсутствие договоров на техническое обслуживание медицинской техники и т.д., что отражено в акте проверки № 413м/18 от 24 октября 2018 года, с которым ознакомлен и получил его копию законный представитель ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ – главный врач Кустов Е.В. (л.д. 30 – 58, т. 1).
Факт административного правонарушения и вина медицинского учреждения подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
распоряжением органа государственного контроля плановой выездной проверки юридического лица № П03-413м/18 от 28 августа 2018 года (л.д. 16 – 27, т. 1);
приказом № П03-490м/18 от 28 сентября 2018 года (л.д. 29, т. 1);
актом проверки органом государственного контроля № 413м/18 от 24 октября 2018 года (л.д. 30 – 58, т. 1);
предписанием об устранении нарушений № 413м/18 от 24 октября 2018 года (л.д. 59 – 62, т. 1);
протоколом об административном правонарушении № 251/18 от 24 октября 2018 года (л.д. 4 – 15, т. 1);
лицензией ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ (л.д. 93 – 110, т. 1) и иными материалами дела.
Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, судья межрайонного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что медицинским учреждением своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на вышеназванных требований, суду не представлено. Доказательств отсутствия у юридического лица возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела также не имеется.
При таких обстоятельствах судья межрайонного суда правильно сделал вывод о наличии в действиях юридического лица вины во вмененном правонарушении.
Оснований не согласиться с выводом судьи межрайонного суда о наличии в действиях ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за которое юридическое лицо привлечено к административной ответственности, не имеется.
Обращение лечебного учреждения в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан о дополнительном финансировании на приобретение медицинского оборудования в августе 2018 года, не является основанием для освобождения от ответственности за грубое нарушение лицензионных требований. Более того, указанные в приложении перечень потребности в приобретении оборудования отделения Белорецкой ЦРКБ фактически не соответствуют выявленным в ходе проверки нарушениям.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей межрайонного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не опровергают виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Вместе с тем довод жалобы заявителя о снижении размера административного штрафа, назначенного ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, заслуживает внимание в силу следующего.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.1 КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, который является бюджетным учреждением, смягчающие ответственность обстоятельства в качестве исключительных обстоятельств, полагаю возможным назначить юридическому лицу штраф в размере менее минимального размера, но не ниже его половины, предусмотренного ч. 3 статьи 19.20 КоАП РФ, что составляет 75 000 рублей.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи межрайонного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница изменить, назначить административный штраф в размере 75 000 рублей.
В остальной части постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница Кустова Е.В. и защитника Гамоненко Т.Н. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья Исаков П.Г.
Дело № 33А-21-70/2019