Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.09.2019 |
Дата решения | 02.10.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 11.15.1 ч.3 |
Судья | Соболева Гульнара Булатовна |
Результат | Отменено с возвращением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | 7968b8a6-b8f1-3870-b730-ee2e096f44c3 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу №12-521/2019
г.Уфа 02 октября 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Якимовой Е.В. на постановление судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года, которым
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,
установила:
24 мая 2019 года государственным транспортным инспектором- государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО2 в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «Российские железные дороги», общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении направлены на рассмотрение в Белебеевский городской суд Республики Башкортостан, судьей которого принято вышеприведенное постановление.
Не соглашаясь с постановлением судьи, защитник ОАО «РЖД» Якимова Е.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая в обоснование, что дело рассмотрено судом с нарушением правил подсудности.
В судебное заседание представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора и защитник ОАО «Российские железные дороги» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Действие (бездействие), предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.1 названного Кодекса, совершенное умышленно, влечет административную ответственность по ч. 3 указанной статьи.
Согласно материалам дела в период с 14 мая 2019 года по 17 мая 2019 года на основании распоряжения от 03 апреля 2019 года №... временно исполняющего обязанности начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО4 государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора проведена внеплановая документарная проверка ОАО «Российские железные дороги» - железнодорожного вокзала Аксаково - Куйбышевской региональной Дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее - вокзал Аксаково КРДЖВ), в ходе которой установлено, что юридическим лицом ОАО «Российские железные дороги» нарушены требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные п.2 ч.2 ст.12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.2, пп.1 п.9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. №....
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 24 мая 2019 года должностным лицом отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в отношении ОАО «Российские железные дороги» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Судья Белебеевского городского суда Республики Башкортостан, рассмотрев данное дело по существу, 22 июля 2019 года вынес постановление о признании ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В ст. 47 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5), если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Согласно названным выше нормам на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности.
ОАО «Российские железные дороги» было вменено умышленное неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожном вокзале.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, характеризуется умышленным бездействием субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчика, на которых возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности, в данном случае на ОАО «Российские железные дороги» (субъекта транспортной инфраструктуры).
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения данного юридического лица, то есть местом его государственной регистрации (либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов), а не местом нахождения железнодорожного вокзала, где проведена проверка и выявлено неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Расположенный в п. Аксаково по адресу: адрес железнодорожный вокзал «Аксаково», включенный в состав Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, являющейся структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги», на котором были выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, не является филиалом ОАО «Российские железные дороги».
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ОАО «Российские железные дороги»: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.
Данный адрес относится к юрисдикции Мещанского районного суда г. Москвы.
Дело рассмотрено судьей Белебеевского городского суда Республики Башкортостан с нарушением правил территориальной подсудности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 623-О-П и от 15 января 2009 г. № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Якимовой Е.В. – удовлетворить частично.
Постановление судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», отменить, дело направить на новое рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Артемьев В.Е.