Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Майкопский городской суд (Республика Адыгея) |
Дата поступления | 12.01.2015 |
Дата решения | 27.02.2015 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Агафонов Павел Юрьевич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 068fd264-fab2-30c4-b739-ed58eb41e31d |
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2015 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Агафонова П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.,
с участием помощника прокурора Хут М.Б.
представителя ответчика Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> по доверенности Зеховой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах Ачмиз <данные изъяты> к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортной путевки и талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно за 2013год,
У С Т А Н О В И Л
<адрес> в защиту прав и законных интересов Ачмиз <данные изъяты> обратился в суд с иском к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортной путевки и талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно за 2013год. В обоснование указано, что <адрес> проведена проверка по заявлению Ачмиза А.Х. о непредоставлении ему, инвалиду 2 группы, за 2013 год путевки на санаторно-курортное лечение, в ходе которой установлено следующее. Ачмиз А.Х. 19.10.1962 года рождения (паспорт гражданина РФ 79 10 серии 581908, выданный 24.06.2010 года отделом ОФМС России по <адрес> в <адрес>), является инвали<адрес> группы (справка филиала-бюро № ФГУ РБ МСЭ по РА серии МСЭ-2006 № от 29.07.2009 года). Согласно информации ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по РА № от 07.11.2014 года, Ачмизу А.Х. учреждением здравоохранения 21.10.2014 года была выдана справка о том, что он нуждается в санаторно-курортном лечении, которая в настоящее время находится в Региональном отделении фонда социального страхования РФ по РА, что подтверждает отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению у Ачмиза А.Х. Согласно указанной выше информации ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по РА, 24 января 2014 года в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА (далее Региональное отделение) поступило заявление Ачмиза А.Х. о выделении ему путевки за 2013 год на санаторно-курортное лечение. Путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 год Ачмизу А.Х. до настоящего времени не предоставлена. Согласно вышеуказанной информации, предоставленной Региональным отделением, Ачмиз А.Х. не получил путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, хотя последний в 2013 году получил путевку но за 2012 год, по заявлению от 13.07.2011г. Отказ в предоставлении Ачмизу А.Х. в 2013 году путевки на санаторно-курортное лечение нарушает его законные права и интересы и не основан на законе по следующим основаниям. Ачмиз А.Х., имеющий право на бесплатное санаторно-курортное лечение в 2013 году, жизненно ему необходимое по состоянию здоровья и в силу возраста, что подтверждалось медицинскими справками, был лишен этой возможности в 2012 году, так как путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год ему предоставили только в 2013 году со сроком заезда с 30.12.2013. Из изложенного следует, что Ачмиз А.Х., несмотря на непредоставлении ему путевки за 2012 год (в то время), намеревался использовать предоставленное ему Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право и в 2013 году. При изложенных обстоятельствах, несвоевременное предоставление ответчиком путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году лишило Ачмиза А.Х. возможности воспользоваться предоставленным ему законом правом на получение путевки в 2013 году. Просит суд Обязать Фонд социального страхования РФ, выделить Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА, за счет средств федерального бюджета денежные средства, необходимые для обеспечения Ачмиза <данные изъяты>, 19.10.1962 года рождения: - санаторно-курортной путевкой за 2013 год, в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, в санаторно-курортную организацию, включенную в Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения и социальное развития Российской Федерации; - специальными талонами на право бесплатного получения проезда; документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте проезда к месту лечения и обратно. Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА, предоставить Ачмизу <данные изъяты>, 19.10.1962 года рождения за счет средств федерального бюджета, выделенных Фондом социального страхования на указанные цели: - санаторно-курортную путевку за 2013 год в санаторно-курортную организацию, включенную в Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; - специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте для проезда к месту лечения и обратно.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> М.Б. поддержал исковые требования, просил исковые требования удовлетворить полностью.
Представитель ответчика исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Закона №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 № (далее – Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Ачмиз А.Х. является пострадавшим от радиационного воздействия, что подтверждается удостоверением № от 18.07.2011. С августа 2005 года он состоит в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Отделением Фонда были выделены путевки в санаторий Ачмизу А.Х. в 2005 г. по заявлению 2005 г., в 2007 г. по заявлению 2006г., в 2008г. по заявлению 2008г., в 2010г. по заявлению 2009г., в 2011 г. по заявлению 2011г. и в 2013г. по заявлению 2012г.
03.02.2014 в ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА Ачмиз А.Х. подал заявление и документы для обеспечения санаторно-курортным лечением за 2014 г.
Отделению Фонда на 2013 год из федерального бюджета были выделены средства в сумме 9 251,7 тысяч рублей, что позволило приобрести 599 путевок ( с учетом сопровождающих). В отделении Фонда на учете состоят 1843 льготных категорий граждан и 203 человека сопровождающих.
По состоянию на 09.02.2015 год подали заявления и ожидают путевки с 2009 года - 59 человек, с 2010 года - 129 человек, с 2011 года - 151 человек, с 2012 года -301 человек, с 2013 года - 377 человека, с 2014 года - 506 человек, с 2015 года - 204 человек.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной обязанности Правительство Российской Федерации своим постановлением от 29.12.2004 № «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» утвердило Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила финансового обеспечения) и Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Методика расчета объема средств).
Пунктом 4 Правил финансового обеспечения установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно Разъяснениям о правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Закона №178-ФЗ, данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2005 года № 4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета.
Для осуществления этих целей Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год.
Таким образом, финансирование расходов на предоставление гражданам – получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом.
В Федеральном законе от 08.12.2010 № «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2013 № 322-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлено, что Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, поскольку для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно Фонду ежегодно межбюджетными трансфертами из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий календарный год, следовательно затраты, связанные с предоставлением гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Следовательно, на законодательном уровне имеются прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Методики расчета объема средств объем финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц, утверждаемого ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и численности граждан из числа включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Приказами Минтруда России от 13.12.2012 № 593н и от 11.09.2013 № 459н «О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» в 2013 и 2014 годах установлены нормативы финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению в месяц - 99,25 рублей и 103,75 рублей соответственно и по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 13,75 и 14,75 рублей.
При этом стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году была установлена приказом Минтруда России от 28 12.2012 № 637н в размере 928,70 рублей (для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов - 1 452,90 рублей), а в 2014 году в соответствии с приказом Минтруда России от 19.12.2013 № 750н она составила 976,3 рублей (для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов - 1527,2 рублей) соответственно.
На основании пункта 19 Правил финансового обеспечения, средства федерального бюджета, доведенные Фонду в виде межбюджетных трансфертов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда строго пропорционально количеству граждан льготных категорий, проживающих на определенной территории.
Исполнительные органы Фонда в свою очередь за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых государственных контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам.
Согласно позиции КС РФ, выраженной в определении от 03.04.2014 № 686-0, механизм осуществления их права на получение набора социальных услуг должен включать надлежащее финансовое и организационное обеспечение соответствующих обязательств государства, а именно законодатель обязан предусматривать в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год финансирование, достаточное для реализации всех принятых на себя обязательств на соответствующий год.
Однако, в связи с тем, что стоимость одного дня пребывания гражданина в санаторно-курортных учреждениях в несколько раз выше, чем нормативы финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению в месяц, то складывается ситуация, при которой для приобретения одной путевки на санаторно-курортное лечение требуется привлечение средств, предназначенных на приобретение нескольких путевок на санаторно-курортное лечение, что приводит к невозможности обеспечения в течение календарного года всех 100 % граждан, имеющих право на получение государственной услуги в натуральном виде в виде путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
При этом Фонд и его региональные отделения не вправе привлекать на указанные цели иные средства, в том числе средства бюджета Фонда, поскольку указанные действия, в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повлекут нецелевое использование бюджетных средств.
Верховным Судом Российской Федерации в решении № ГКПИ06-1232 от 25 октября 2006 года, определении № КАС06- 494 от 16 января 2007 года также установлено, что организация предоставления путевок возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации, который осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
К тому же, Закон №178-ФЗ не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг – календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря.
При этом формирование списка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг на будущий год, происходит до 1 октября текущего года, то есть гражданам предоставлена возможность выбора - получать набор социальных услуг (социальной услуги) или ежемесячную денежную выплату 839,65 рублей в месяц, в том числе: 646,71 рубля, при отказе от лекарств, 100,05 рублей, при отказе от санаторно-курортного лечении - 92,89 рублей при отказе от бесплатного проезда.
Кроме того, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний.
Исполнительные органы Фонда при выделении санаторно-курортной путевки руководствуются справкой по форме № 070/у-04, подтверждающей нуждаемость в санаторно-курортном лечении.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 №256, срок действия справки для получения путевки по форме № 070/у-04 шесть месяцев.
Как установлено в судебном заседании в 2013 году Ачмиз А.Х. в ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА заявление о предоставлении в 2013 году санаторно-курортной путевки и обновленную справку Формы №070/у-04 подтверждающую нуждаемость в санаторно-курортном лечении не предоставлял, а обратился лишь 03.02.2014 году с просьбой предоставить санаторно-курортную путевку за 2014 г., и предоставил справку по форме №070/у-04 за 2014 год.
Региональное отделение Фонда не отказывало Ачмизу А.Х. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, и он будет обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в порядке очередности.
Таким образом, вывод <адрес> о нарушении прав Ачмиза А.Х. на санаторно-курортное лечение в 2013 году не обоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за определенный календарный год без соблюдения прав граждан, подавших заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и отсутствие противопоказаний для такового противоречит пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свободы человека посредством нарушения прав и свободы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований <адрес> в интересах Ачмиз <данные изъяты> к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортной путевки и талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно за 2013год -отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: П.Ю. Агафонов