Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Майкопский городской суд (Республика Адыгея) |
Дата поступления | 17.09.2012 |
Дата решения | 09.11.2012 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8c33ab25-f8ac-3ffa-a7ea-16f17401887c |
к делу № 2-3200/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации09 ноября 2012 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Петрика С.Н.
при секретаре Амерханове У.Н.
с участием представителя истца Блягоз А.С.(по доверенности), представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Беданоковой С.И. (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению [СКРЫТО] ФИО12 к Администрации муниципального образования «Красноульское сельское поселение», Администрации муниципального образования «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии,
Установил:
[СКРЫТО] А.А. обратился в суд с заявлением к Администрации МО «Красноульское сельское поселение», Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации МО «Красноульское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы муниципального образования «Красноульское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании его, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставке на учет составом семьи 1 человек в администрации муниципального образования «Красноульское сельское поселение», а также включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, взыскании с администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в мою пользу за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 787050 рублей.
В обоснование своих требований указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в х. Коминтерн, <адрес>. Относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В записи акта о моем рождении сведения об отце были записаны со слов матери. Его мать [СКРЫТО] Н. Н. ДД.ММ.ГГГГ умерла. За ним не числится на праве собственности жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию МО «Красноульское сельское поселение» о признании меня составом 1 человек нуждающимся в предоставлении жилого помещения но договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении в список претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Однако распоряжением муниципального образования «Красноульское сельское поселение» ему о в постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то, что с достижением 23 летнего возраста он утратил право постановки на жилищный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отказ в постановке на жилищный учет считал незаконным и необоснованным. То обстоятельство, что до достижения 23-летнего возраста он не обратился в администрацию МО «Красноульское сельское поселение» по вопросу постановки на жилищный учет не является основанием для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности Блягоз А.С. представил суду уточненные исковые требования, в соответствии с которыми истец просил восстановить ему срок для постановки на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признать незаконным решения жилищной комиссии администрации МО «Красноульское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы муниципального образования «Красноульское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставить на учет составом семьи 1 человек в администрации МО «Красноульское сельское поселение», а также включить в список претендентов на получение социальной выплаты, обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить в администрацию муниципального образования «<адрес>» субвенцию в размере 787050 рублей, обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ему за счет перечисленной субвенции социальную выплату в размере 787050 рублей.
Представитель истца по доверенности Блягоз А.С. полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Беданокова С.И. возражала относительно удовлетворения иска, представила письменные возражения, согласно которым предусмотренные в соответствии с Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N56 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и на плановый перио<адрес> 2014 годов" денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены в местные бюджеты. В бюджет муниципального образования «<адрес>» направлено на эти цели 42156, 3435 тыс.руб.
Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности Толстых Е.П. в судебное заседание не явился, просил судебное разбирательство провести без их участия, представил письменные возражения, согласно которым в части признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставке на учет составом семьи 1 человек в администрации МО «Красноульское сельское поселение», а также включении в список претендентов на получение социальной выплаты не возражал.
Представитель администрации муниципального образования «Красноульское сельское поселение» Угай С.М. в судебное заседание не явился, просил судебное разбирательство провести без их участия, не возражал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные [СКРЫТО] А.А. исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, называющих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите моих прав, в том числе по защите жилищных прав [СКРЫТО] А.А.. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке меня на учет граждан из числа детей-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить [СКРЫТО] А.А. право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Однако органы опеки и попечительства не приняли меры по защите моих жилищных прав, не поставили [СКРЫТО] А.А., его опекуна Волкострелову О. Н. в известность, что он имею право на внеочередное предоставления жилого помещения, в связи с чем, он своевременно (до 23 лет) не обратился в администрацию муниципального образования «Красноульское сельское поселение» по вопросу постановки на учет. Впервые о том, что я имею право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, ему стало известно в июне 2012 года от Положенко А. П. (, которая также относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения оодителей и которая решением Майкопского городского суда ДД.ММ.ГГГГ, взыскала в свою пользу социальную выплату на приобретение жилья. Таким образом, у [СКРЫТО] А.А. отсутствует вина в несвоевременном обращении по вопросу признания меня нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которыми пункт 3 ст. 8, предусматривающий возможность оставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в случае отсутствия необходимого жилого фонда целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения утратил силу.
Однако в указанную статью были внесены дополнения, в соответствии с которыми, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 4.1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея по месту жительства на территории Республики Адыгея вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея. По желанию лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимого жилищного фонда им предоставляется на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Согласно п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Пунктом 3 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений", размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Свидетель Волкострелова О.Н. сообщила суду, что являлась опекуном истца, он ее племянник, проживает до настоящего времени в ее семье по адресу: <адрес>, х. Коминтерн, <адрес>., ее никто не ставил в известность о том, что истец имеет право на получение жилья.
Свидетель Положенко О.П. сообщила суду, что сама является сиротой, знает истца с детства. После того, как получила деньги на приобретение жилья по решению суда, при случайной встрече с истцом рассказала ему об этом.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года" утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года, подлежащую применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, которая для Республики Адыгея составляет 23850 руб.
То есть социальная выплата, подлежащая взысканию в пользу [СКРЫТО] А.А. составляет 787050 руб. (33 кв.м.*23850 руб.)
Согласно п.5 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 7 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому общему списку, а из общего списка формируются отдельные списки граждан по каждой из категорий, установленных статьей 3 настоящего Закона. Согласно ч. 8 данной статьи из отдельных списков, указанных в части 4 настоящей статьи, формируются списки граждан, имеющих право в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на внеочередное получение жилых помещений. В свою очередь, ч. 12 ст. 7 поименованного Закона, списки, указанные в части 4 и части 8 настоящей статьи, формируются в той хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, с учетом даты принятия уполномоченным органом по учету заявления гражданина о внесении его в указанные списки.
Необходимость формирования такого списка граждан претендентов обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Иск удовлетворить.
Восстановить [СКРЫТО] А.А. срок для постановки на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального образования «Красноульское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы муниципального образования «Красноульское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поставить [СКРЫТО] А.А. на учет составом семьи 1 человек в администрации муниципального образования «Красноульское сельское поселение», а также включить в список претендентов на получение социальной выплаты.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить в местный бюджет муниципального образования «<адрес>» субвенцию в размере 787050 рублей.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить [СКРЫТО] А.А. за счет перечисленной субвенции социальную выплату в размере 787050 рублей в хронологической последовательности с момента постановки его на учет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: С.Н. Петрик