Дело № 2а-183/2018 ~ М-106/2018, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Кошехабльский районный суд (Республика Адыгея)
Дата поступления 02.03.2018
Дата решения 27.04.2018
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Шебзухов Султан Ибрагимович
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 43a4636b-2d9d-36c3-8aea-ff4bfc439444
Стороны по делу
Истец
*********** ************** ******
Ответчик
************* ** "******* ******** *********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

к делу а-183/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

а. Кошехабль «27» апреля 2018 года

Кошехабльский [СКРЫТО] суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Шебзухова С.И.,

при секретаре судебного заседания Тлюповой С.К.,

старшего помощника прокурора

[СКРЫТО] [СКРЫТО] Пшихожева М.А.,

представителя администрации

МО «Кошехабльский [СКРЫТО]» Унарокова Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации муниципального образования «Кошехабльский [СКРЫТО]» и Шушокову Эдуарду Каплановичу о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском к администрации МО «<адрес>» и ФИО1, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», ФИО2 выразившееся в непринятии надлежащих мер по регистрации права собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение и обязать администрацию МО «<адрес>» и ФИО2 в срок до 31.12.2018 года зарегистрировать право собственности на бесхозяйное комплексно-напорное гидротехническое сооружение КЧ-51 расположенное на западной окраине <адрес> МО «Майское сельское поселение» <адрес>, протяженностью 2500 метров.

При этом указал, что прокуратурой <адрес> в феврале 2018 года по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации органами местного самоуправления полномочий по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения закона.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу ч.ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу указанных норм, при отсутствии государственной регистрации соответствующего права, такое право не признается и не подтверждается государством.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В данном случае установленные ст. 9 Закона № 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Проверкой установлено, что на западной окраине <адрес> МО «Майское сельское поселение» <адрес> имеется комплексно – напорное гидротехническое сооружение КЧ-51(КБ-4), протяженностью 2 500 метров (координаты места расположения: N44°46"39,15" E40°32"05,24).

Однако, вопреки требованиям действующего законодательства, регистрация прав на находящийся во владение органа местного самоуправления объект недвижимости, до настоящего времени не осуществлена.

Кроме того, указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не осуществляется контроль за антитеррористической защищенностью и укрепленностью данного социально – значимого объекта, поскольку отсутствие контроля не исключает свободный доступ посторонних лиц на территорию ГТС в целях совершения подрыва на более уязвимых местах, что может привести к затоплению прилегающей территории, населенных пунктов, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде, что недопустимо, поскольку в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектами профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения являются органы местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие должного контроля и безопасности гидротехнического сооружения, может повлечь к возникновению чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий.

Старший помощник прокурора ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО6 в судебном заседании возражал относительно иска и пояснил суду, что гидротехническое сооружение (пруд) КЧ-51 с кадастровым номером 01:02:2506001:259 не является бесхозяйной вещью, так как установлено, что на основании постановления главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды сроком на 49 лет. В связи с чем именно ФИО2 необходимо обязать зарегистрировать право собственности на оспариваемый объект.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела ответчик ФИО1 не явился на судебное заседание.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на западной окраине <адрес> МО «Майское сельское поселение» <адрес> имеется комплексно – напорное гидротехническое сооружение КЧ-51(КБ-4), протяженностью 2 500 метров (координаты места расположения: N44°46"39,15" E40°32"05,24).

Согласно договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» передала, а ФИО1 принял в пользование на условиях аренды, сроком на 49 лет земельный участок площадью 167763 кв.м. относящийся к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером 01:02:25:06001:259 расположенного примерно 1235 м по направлению на юго-запад от административного здания Майского сельского поселения, для сельскохозяйственного производства.

Комплексно – напорное гидротехническое сооружение КЧ-51(КБ-4), протяженностью 2 500 метров (координаты места расположения: N44°46"39,15" E40°32"05,24) находится на данном земельном участке, который принадлежит администрации МО «<адрес>» и находится в аренде у ФИО2

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером следует, что категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под пруд, сведения о правах не зарегистрировано.

Данное обстоятельство, что сведения о правах на данное сооружение не зарегистрировано, подтверждается так же приказом начальника Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местною самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» В соответствии с п. п. 3,5 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных [СКРЫТО], в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения – КЧ-51(КБ-4), протяженностью 2 500 метров эксплуатирующей его организации, а также бездействием администрации МО «<адрес>» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес>, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.

В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»безопасность гидротехнических сооружений -свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию пруда, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу. Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения и [СКРЫТО].

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека. Таким образом, бездействие администрации МО «<адрес>» по определению собственника гидротехнического сооружения, постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде. Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что административный иск прокурора к администрации МО «<адрес>» и ФИО1 следует удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» и ФИО2 в части непринятия надлежащих мер по регистрации права собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение, и обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на бесхозяйное комплексно – напорное гидротехническое сооружение КЧ-51 (КБ-4) расположенное на западной окраине <адрес> МО «Майское сельское поселение» <адрес>, протяженностью 2500 метров., так как данный пруд находится на земельном участке который принадлежит администрации МО «<адрес>» и находится в аренде у ФИО2

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации МО «<адрес>» и ФИО1 о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» и ФИО2 в части непринятия надлежащих мер по регистрации права собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение.

Обязать администрацию МО «<адрес>» и ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на бесхозяйное комплексно-напорное гидротехническое сооружение КЧ-51 расположенное на западной окраине <адрес> МО «Майское сельское поселение» <адрес>, протяженностью 2500 метров.

Администрации муниципального образования «Кошехабльский раойн» и ФИО1 сообщить в Кошехабльский [СКРЫТО] суд Республики Адыгея и прокурору <адрес> об исполнении данного решения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кошехабльский [СКРЫТО] суд Республики Адыгея.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Кошехабльский районный суд (Республика Адыгея) на 02.03.2018:
Дело № 2-170/2018 ~ М-111/2018, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шебзухов Султан Ибрагимович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-168/2018 ~ М-109/2018, первая инстанция
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гапошина Ирина Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-171/2018 ~ М-112/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 05.07.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шебзухов Султан Ибрагимович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-167/2018 ~ М-108/2018, первая инстанция
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гапошина Ирина Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-184/2018 ~ М-107/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 02.04.2018
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шебзухов Султан Ибрагимович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-169/2018 ~ М-110/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 20.06.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гапошина Ирина Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-63/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2018
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шебзухов Султан Ибрагимович
  • Судебное решение: НЕТ